Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 12.05.2024, 14:57

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сказки и их роль в воспитании детей. Климова О.О.

Сказки и их роль в воспитании детей.

Климова О.О.

Все мы помним, как в детстве мама рассказывала нам перед сном сказки, как мы устраивались поудобнее и с нетерпением ждали очередного интересного рассказа. Многие сказки мы просили перечитывать и пересказывать много раз, ведь нам так нравилось слушать о том, как Золушка встречает своего принца, о том, как добро побеждает зло, как наши любимые сказочные герои находят выход из любой ситуации. И это не странно, ведь сказка отыгрывает очень важную роль в жизни ребенка.

Зачем нужны сказки? И нужно ли читать их ребёнку?

Вопрос, конечно, интересный. Ответ однозначен: читать нужно. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным.

Сказка – это своего рода модель мира вокруг нас. В ней рассказывается о многих жизненных трудностях и проблемах на очень простых и понятных для детей примерах. Они начинают знакомство деток с человеческими отношениями, дают начальные понятия о добре и зле, подлости и благородстве, дружбе и предательстве. Учат, как вести себя в разнообразных ситуациях – когда на пути возникают препятствия, когда тебя обидели, когда кто-то просит помочь.

Серьезные нравоучения родителей малышей утомляют очень быстро и редко достигают своей цели. В то же время воспитание дошкольников сказкой позволяет преподнести нужную информацию в наиболее доступной, легкой для детского понимания форме. Именно поэтому познавательные, фантастические интересные деткам рассказы, можно считать мощнейшим инструментом их обучения.

Сказки, которые мы читаем детям, влияют на их психику, помогают воспитывать в них те или иные черты характера, помогают построить конкретную линию поведения в разных жизненных ситуациях.

Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Но, всё-таки, так ли необходимы детям сказки?

Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений.

Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.

Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе.

Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации.

Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, это такой себе вид развлечения, кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво.

С какого возраста читать ребенку сказки?

Можно начинать читать ребенку сказки еще в утробе матери. После выписки из роддома приступать к чтению можно сразу, как только будет налажен быт с появлением нового члена семьи, примерно с двухнедельного возраста.

Кроме сказок можно петь ребенку колыбельные. Ребенок сразу их полюбит и с взрослением родители начнут замечать по реакции малыша момент, когда ребенок начнет их узнавать по первым звукам.

Для разного возраста существуют и свои сказки.

  • Малышам до года лучше всего подойдут разнообразные потешки, пестушки, стихи, которые будут призывать к разным действиям, играм с разными предметами, осознанию им собственного тела.
  • Деткам, которым уже исполнился годик, лучше всего подойдут простые сказки о животных, например, «Курочка ряба» или «Колобок».
  • Малышам 3 лет можно начинать читать сказки, в которых взаимодействуют люди и животные. Но только их сюжет обязательно должен быть простым предсказуемым и позитивным. Например, «Маша и медведи», «Соломенный бычок», «Гуси-лебеди».
  • В 4 года дети уже начинают хорошо воспринимать сказки. Для этого возраста подойдут простые «волшебные» сказки, например, «Морозко», «Принцесса на горошине».
  • После 5 лет, деткам можно начинать читать более сложные произведения, в которых присутствуют колдуны и волшебники. Хорошим выбором станут сказки «Двенадцать месяцев», «Дюймовочка», «Русалочка», «Щелкунчик».

Читаем сказку в сотый раз…

Малыш может просить вас читать эти книги вновь и вновь, не отказывайте ему. Родители, практикующие чтение сказки на ночь, вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу.

С чем это связано и нужно ли с этим бороться? Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.

Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.

Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения, не следует отказывать ребенку в чтении перед сном. Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.

Обсуждение прочитанной сказки

Дочитав очередную сказочную историю до конца, поговори с крохой. Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Обсудите совместно: кто вам нравится, а кто — нет и почему? Это будет блестяще развивать логическое мышление.

Даже если складывается впечатление, что ребенку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребенка.

Сделаем выводы, зачем ребенку нужны сказки:

  • Сказка – это золотой ключик к душе ребенка.
  • Сказочные персонажи помогают ребенку стать добрее, отзывчивее и смелее.
  • Пополняется словарный запас, развивается логика, фантазия и воображение.
  • Учат разбираться, что такое добро и зло.
  • Сопереживание герою формирует милосердие и сострадание.
  • Тренировка памяти и формулировка мыслей при обсуждении прочитанного.
  • Самостоятельное чтение помогает усвоить пунктуацию и орфографию в дальнейшем.
  • Чтение спокойных сказок со счастливым концом могут решить проблемы со сном.
  • Семейные чтения вслух и обсуждение произведений сближают детей и родителей.

Несколько советов родителям

  • Читайте сказку вместе с ребенком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не обязательно перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.
  • После прочтения обязательно задавайте вопросы: какие выводы сделал ребенок, какой момент ему понравился, а какой нет.
  • Предложите ребенку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.

Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки, вырастает более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла. Что в будущем поможет ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.

Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания. Добрых сказок вам и вашим детям

Категория: Мои статьи | Добавил: mdou6 (17.03.2019)
Просмотров: 248 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО
  • «Обл. центр информационного и материально-технического обеспечения ОУ на территории Челяб. обл.»
  • сайт Министерства образования и науки Челяб. обл.
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • «сайт МОиН РФ »
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • uo-asha

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz