Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 23:05

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием ре

17.08.2015г.

Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.

Фитотерапия - лечение с помощью лекарственных растений. Она имеет глубокие корни, как в нашей стране, так и за рубежом. Ещё в XI в. до н.э. вавилоняне широко использовали растения в лечебных целях. Часть глиняных табличек, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя (XII в. до н.э.), содержит описание лекарственных трав, а в столице Ассирии Ниневии был найден сад лекарственных растений. Египтяне еще за четыре тысячи лет до н.э. составили некоторые подобия фармакологии с описанием применяющихся тогда лекарственных растений.

Важно привлечь родителей к необходимости использовать лекарственные растения, как эффективное лечебное и профилактическое средство при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранение усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушения мозгового кровообращения, расстройство памяти, устранения бессонницы, восстановление мышечного тонуса.

При спастической форме дизартрии фитотерапевты рекомендуют использовать настои из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа, отвары донника лекарственного. Хороши ванны из настоя чабреца, отвара свежих пихтовых веток.

При паретичной форме дизартрии хороший эффект дают настои из женьшеня обыкновенного, Марьина корня, гречихи посевной, мордовника обыкновенного; ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой. Для беспокойных детей - отвары смеси трав чертополоха и подмаренника мягкого. Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, а также сырые овощи, особенно сок капусты. Эффективно втирание масла из плодов можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К. А. Семенова ( 1979). Все это следует делать под строгим наблюдением врача. К сожалению, сведений по использованию нетрадиционных методов в коррекции речевых нарушений в лечебной педагогике недостаточно. Этот вопрос требует дальнейшего, более глубокого изучения и внедрения в практику.

При неврозоподобном заикании используются сборы лекарственных растений, обладающих противосудорожном и успокаивающим действием.

Сбор № 1: верес обыкновенный, трава - 40 г, сушеница топяная, трава — 40 г, пустырник пятилопастный, трава - 40 г, валериана лекарственная, корни - 40 г.

1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.

Сбор № 2: шиповник коричневый, плоды — 60 г, чернобыльник, трава — 60 г, вереск обыкновенный, трава - 40 г, подмаренник настоящий, трава - 40 г, пшеница широколистная, трава - 40 г.

1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 минут, процедить и выпить за день в 4-5 приемов - за 10-15 минут до еды и перед сном.

Сбор № 3 : клевер горный, трава ~ 20 г, душица обыкновенная, трава — 20 г, буквица лекарственная, трава - 20 г, одуванчик лекарственный, трава - 20 г, череда трехраздельная — 20 г, мята перечная, лист - 20 г.

1 ст. л. смеси заварить 0,5 кипятка, настаивать 30 минут, процедить и выпить за день в 4-5 приемов - за 10 - 15 минут до еды и перед сном.

Сбор № 4 : чернобыльник, корни - 20 г, мать-и-мачеха, лист — 20 г, синюха лазурная, корни- 10 г, донник лекарственный, трава- 10 г, сирень обыкновенная, цвет -10 г.

1 ст. л. смеси 0,5 воды, кипятить 5 минут, настаивать 30 минут, процедить и выпить за день в 4 приема - за 15-30 минут до еды и перед сном.

В результате комплексной коррекционной работы удается с помощью лекарственных трав не только нормализовать сон детей, снять усталость, раздражительность, повысить работоспособность, память, внимание, но и улучшить общее состояние детей с речевой патологией.

Продуманное использование фитотерапии с учетом многовекового опыта народа, индивидуальных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, структуры речевого дефекта, его этиологии и патогенеза дает возможность создать благоприятную почву для работы по коррекции речевых нарушений или личностно-эмоциональных отклонений в поведении.

При паретической форме дизартрии рекомендуется следующий сбор.

Сбор № 1 : душица обыкновенная, трава — 40 г, зоря лекарственная, трава 20 г, зверобой продырявленный, трава -Юг, василек луговой, розовый, соцветие - 20 г.

1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 минут, затем настаивать 20 минут, процедить, выпить за день 3-4 приема до еды.

Сбор № 2 : синюха лазурная, трава или корень —Юг, чернобыльник, трава 20 г. прострел раскрытый, трава- 10 г, донник лекарственный - Юг, чернокорень, корни -10 г.

1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 минут, затем настаивать 20 минут, процедить, выпить за день 3-4 приема до еды.

При спастичной форме дизартрии эффективны следующие сборы:

Сбор № 1: брусника, лист — 50 г, зверобой продырявленный, трва - 50 г, клевер шуршащий, трава - 50 г, тысячелистник обыкновенный, трава - 50 г.

1       ст. л. Смеси на стакан воды, кипятить 5 минут, затем настоять 30 минут,
процедить, выпить за два раза в день - через час после еды ( в обед ) и перед сном.

Сбор № 2: тмин обыкновенный, плоды — 10 г, ромашка аптечная, соцветия — 60 г. валериана лекарственная, трава — 100 г, толокнянка обыкновенная, лист - 100 г.

2      ст. л. Смеси на стакан воды, кипятить 5 минут, настоять 30 минут, процедить и выпить в два приема за день через час после еды ( обеда ) и перед сном.

19.09.2015г.

Ароматерапия в коррекционной и лечебной педагогике

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Физиолог Д.И. Шатенштейн в 1939 г. впервые научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность.

В Японии проблему повышения производительность труда и снижения уровня утомляемости предложили решать с помощью различных запахов. Фирмой «Сумцу» разработано более 20 вариантов фитокомпазиций ароматов цветов и растений. Так, например, число ошибок у программистов и машинисток снижается: при вдыхании запаха лаванды - на 20%, жасмина - 30 %, лимона - на 54 %. Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют нервную систему и повышают работоспособность. Эфирное масло садового чабреца прекрасно действует на нервную систему.

Мигрень и тошнота отступает при вдыхании аромата мяты. Длительное вдыхание лаванды обеспечивает снотворный эффект, так же, как ромашка, валериана, кориандр, тимьяна, фенкеля и мелиссы.

Эфирные масла базилика, кориандр, дягиля, из кожуры лимона, майорана. петрушки, эвкалипта тонизируют, а фитокомпозиции из базилика, майорана, кориандра, розмарина, мяты, лаванды, тимьяна и вербены создают ароматы, прекрасно успокаивающие перевозбужденную нервную систему. Это должно занять достойное место в лечебной педагогике, особенно в работе с гиперактивными детьми.

Английский врач Р. Бах создал в 1930-х гг. целую серию лечебных цветочных эссенций ( около 40 разновидностей ), которые оказывают воздействие на центральную нервную систему. Р. Бах был глубоко убежден, что результаты реабилитации в первую очередь зависят от состояния психики пациента. Он рекомендовал: настойку ивы. которая снимает напряжение, раздражительность, плаксивость, жалость к себе, приводит человека в состояние равновесия; настойку остролиста, при приеме который уменьшаются злобность, раздражительность, снижается чувство ревности. Для того чтобы проверить, подходит ли настойка ребенку, достаточно втереть несколько капель в вески и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.

Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20 - 30 мин. Курс лечения - от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных или, наоборот, перевозбужденных лиц.

Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Наиболее чувствительны к плеску волны, шуму дождя люди, родившиеся по знаком Рыбы, Рака, Скорпиона, чья стихия - вода.

Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляют человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение , повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Известно, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором они исполняются. Так, например, игра на  кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивает нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Самый большой эффект от музыки - это профилактика и лечение нервно -психических заболеваний. Она снимает меланхолию, а если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступа безумия игрой на арфе. По признанию известных французской писательницы Ж. Санд, музыка лечила её значительно эффективнее, чем доктор.

Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов свидетельствует, что на некоторых людей она влияет даже острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Те современные ритмы, которые, как горный обвал, обрушиваются на человека, подавляя нервную систему, увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Известно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.

В разных странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла достойное место.

Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля. Интересными были доклады психотерапевтов из Германии, которые приезжали в Ростов-на-Дону в мае 1995 г. их лекции вызывали интерес среди ученых и студентов консерватории, педагогического и медицинского университетов.

Врачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей. А в последние годы к обычному лечению больных врачи добавили слушание произведений Бетховена и Моцарта, так как хорошее настроение, положительный фон помогают избавиться от язвы желудка.

В Японии музыкотерапия используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе и т.д., а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения. Беременные женщины по совету предоставляют неродившемуся ребенку возможность слушать определенные мелодии. То, что плод воспринимает звуки, ни у кого не вызывает сомнения. Установлено, что при использовании музыкотерапии число осложнений в родах резко уменьшилось, а малыши появляются на свет более спокойными. В шведских горах в палатах для рожениц также часто звучит музыка. Предпочтение отдается концертам Моцарта. Ученые считают, что именно этой музыкой акушеры обязаны необычайно низким показателем ранней детской смертности.

В нашей стране до недавнего времени лечебные возможности слышимого звука медиками практически не использовалось и не изучалось. А. Р. Гуськов впервые использовал стимуляцию, передачу звуковых сигналов через кожу в нужном направлении. Он получил данные, что звуковая частота 3 кГц обладает наиболее выраженным физиологическим воздействием. Опыты показали, что даже если работоспособность, к примеру, почек снизилась на 1/3, с помощью звуковой стимуляции, опираясь на резервные возможности человека, точнее, на функции внутренних органов, можно практически полностью их восстановить. Эффект стойкий, восстановленная функция сохранялась годами. Несколько позже слышимый звук усилиями А. Р. Гуського и его сотрудников прекрасно зарекомендовал себя и в лечении желудочно - кишечных заболеваний, печеночных патологий, когда нарушается функция желчевыводящих путей  Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Вангера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная}/, Стравинского с их нарастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, паретичными детьми. Правда, восприятие музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для грамотного подбора мелодий.

Нами было замечено, что легкая спокойная музыка датского композитора и. музыканта Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку, никто не позволял себе громко кричать и шалить.

«Каприз № 24» Николо Паганини в современной обработке, наоборот, повышает тонус организма, настроения. Музыка, отвлекает внимание от неприятных образов, способствует концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограмма леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.

Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной практике.

Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись в должной степени лицом к проблеме музыкотерапии, энтузиастам - педагогам, врачам, родителям приходиться подбирать «звучащее лекарство» самостоятельно. Таким образом, нетрадиционные методы лечебной - педагогики действительно помогают человеку. Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу мажорную музыку. Вначале, как советуют психологи и музыкотерапевты, послушайте что-нибудь мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, а затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно этот музыкальный поток как бы захватит вас и унесет все ваши проблемы.

Многими исследователями подчеркивается необходимость дифференцированного подхода к выбору музыкальных произведений для создания расслабления, отдыха или, наоборот, для повышения тонуса и работоспособности.

Приводятся характеристики музыкальных произведений, отражающих определенные эмоциональные состояния человека.

Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самый действенным и организующим является музыка. Восприятия музыки не требует предварительной подготовки, и доступен детям, которым еще нет и года. Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.

Цель занятия с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающие у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживайие речевой функции.

В последнее время музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в психотерапии, где она выполняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно переплетаются с психотерапевтическими, включают основные пункты тренировочных программ ( Г.Гельниц, Г Шульц-Вульф, 1985).

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувство ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громкий и в то же время чрезмерно тихим.

Разработка и проведение музыкотерапии в детском и подростковом возрасте требует творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождении оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.

Из работ ряда ученых-дефектологов мы узнаем, что музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, они из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений ( развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи ( темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

  1. использовать   для   прослушивания   можно   только   то   произведение,   которое нравиться абсолютно всем детям;
  2. лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;

продолжительность прослушивания должна составлять не больше   10 минут в течение всего занятия. Как правильно, это только одно музыкальное произведение.

05.10.2015г.

Хромотерапия в коррекционной и лечебной педагогике

Хромотерапия - наука, изучающая свойство цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.

Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие - раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной системы. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

Даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определенные химические свойства и может быть использована в медицине. Кранный, стимулирующий цвет тонизирует, синий успокаивает нервы, пурпурный очищает кровь, устраняет болезни печени.

Педагогам, психологам, врачам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Синий цвет оказывает успокаивающие воздействия, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. В обычной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.

Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение. Поэтому, когда человек утомлен, он инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него геоцветовую среду: к зеленому лесу, лугу, зеленовато-голубой воде. Зеленый цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.

Крупнейший русский невропатолог В.М.Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. Опыты показали, что близкие тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующие действие, розовый тонизирует при подавленном состоянии, а желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

По данным французского ученого Фере, при облучении кисти человека различными лучами меняется сила сжатия кисти: под действием оранжевого цвета она увеличилась в 1,5 раза, а красного - в 2 раза по сравнению с обычными условиями. Немецкий психоневролог Гольштейн установил, что если человека с завязанными глазами облучит красным светом, он стремиться развести руки; при освещении синим свести. Объяснение этому факту найти трудно. Возможно, что этот феномен связан с различной степенью активации красным и синим цветом особых двигательных структур, мозга, относящихся к экстрапирам и дно - церебральному комплексу.

Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы.

Камни бывают полезны не только для лечения заболеваний, но и при соматической ослабленности человека, когда требуется пополнение энергии. Установив, что ослаблено, хромо- или литотерапевт советует носить камень, цвет которого соответствует ослабленной чакре. Даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, а также могут дать положительный терапевтический эффект, особенно чувствительным людям. Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны широко использоваться для сохранения и укрепления здоровья.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО
  • «Обл. центр информационного и материально-технического обеспечения ОУ на территории Челяб. обл.»
  • сайт Министерства образования и науки Челяб. обл.
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • «сайт МОиН РФ »
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • uo-asha

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz