Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 16:28

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Принципы  и методы логопедического воздействия

Материалы для консультации подготовила учитель - логопед Мухтарова Л.Ф,
   Принципы логопедической работы – это общи исходные определяют деятельность логопеда и де­тей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педаго­гический процесс, в котором реализуются задачи корриги­рующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается об­щедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, проч­ности, индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и меха­низмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета лич­ностных особенностей, деятельностного подхода, использова­ния обходного пути, формирования речевых навыков в усло­виях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учиты­вать совокупность этиологических факторов, обусловливаю­щих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологи­ческие и социально-психологические факторы.

Так, при дислалии неправильный прикус предрасполагает к искажению артикуляции звуков, недоразвитию артикуляторной моторики. В этом случае логопедическое воздействие сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормали­зации прикуса.

Дислалия может быть вызвана и недостаточным внимани­ем окружающих к речи ребенка, т. е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направляется на нор­мализацию речевых контактов ребенка с социальным окру­жением, на развитие речевой моторики, фонематического вос­приятия.

В зависимости от характера этиологических факторов по-разному строится работа по устранению заикания. При функ­циональном характере основное внимание уделяется норма­лизации речевой коммуникации заикающихся, воздействию на социальное окружение, устранению психогенной симптомати­ки. При органическом характере воздействие направлено в большей степени на нормализацию моторных симптомов.

Логопедическое воздействие в ряде случаев сочетается с разными видами медицинского воздействия (медикаментоз­ного, психотерапевтического и др.).

Содержание логопедического воздействия зависит от ме­ханизма речевого нарушения. При одинаковой симптомати­ке нарушений речи возможны различные механизмы.

Замены звуков при дислалии могут быть обусловлены не­точностью слуховой дифференциации, неразличением звуков на слух или заменой этих звуков вследствие недоразвития тон­ких артикуляторных движений. При устранении дислалии основным является воздействие на ведущее нарушение — несформированность слуховой дифференциации или недоразви­тие артикуляторной моторики.

При нарушениях чтения (дислексии) также может, наблю­даться внешне сходная симптоматика, обусловленная различ­ными механизмами. Искажения структуры слова могут на­блюдаться в одних случаях вследствие несформированности звукового анализа и синтеза, в других — из-за недоразвития морфологического анализа и синтеза (искажения префиксов, суффиксов, окончаний).

Целью логопедической работы в этих случаях будет не просто стимулирование и активизация речевого процесса, а формирование нормальных речевых механизмов.

Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определе­ния ведущего нарушения, соотношения первичных и вторич­ных симптомов. Сложность структурно-функциональной организации ре­чевой системы обусловливает расстройство речевой деятель­ности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

При дизартрии ведущим нарушением является расстрой­ство фонетической стороны речи из-за параличей и парезов мышц речевого аппарата. Но при дизартрии отмечается на­рушение не только фонетической стороны, но и лексического запаса, а также грамматического строя речи. Поэтому при дизартрии логопедическое воздействие направляется не толь­ко на коррекцию нарушений фонетической стороны, но и на развитие речи в целом.

Многие речевые нарушения проявляются в структуре раз­личных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неодноз­начные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-пе­дагогического) воздействия, т. е. воздействия на весь синдром в целом, с учетом характера взаимодействия между отдельны­ми речевыми и неречевыми симптомами и группами симпто­мов.

Например, алалия возникает в результате избирательного органического поражения головного мозга и проявляется це­лым комплексом симптомов, речевых и неречевых. Речевая симптоматика алалии выражается в трудностях усвоения язы­ковых закономерностей и неправильном их использовании, в аграмматизмах, искажениях звукослоговой структуры слова, нарушении звукопроизношения и т. д. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика, проявляются особенности познавательной деятельности и других психи­ческих процессов, отклонения в формировании личности. Поэтому при устранении алалии необходимо комплексное воздействие.

Заикание представляет также сложный симптомокомплекс дизонтогенеза, при котором наблюдаются как моторные сим­птомы, так и психические. Это и определяет комплексный подход к устранению заикания, включающий лечебно-оздоро­вительную работу, психотерапию, работу над речью, воздей­ствие на социальное окружение и др. Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие очень важно при устранении всех сложных речевых наруше­ний, но особо значимым оно является при устранении дизар­трии, заикания,алалии,афазии.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифферен­цированный подход осуществляется на основе учета этиоло­гии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры рече­вого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитывают­ся общие и специфические закономерности развития аномаль­ных детей.

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей (умственно отсталых, с задержкой психического развития, с церебральными пара­личами, слабослышащих, слабовидящих, слепых и др.) имеет свою специфику, обусловленную особенностями их сенсомоторного и психического развития. В процессе логопедическо­го воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.

Логопедическое воздействие представляет собой целенап­равленный, сложно организованный процесс, в котором выде­ляются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматиза­ция, дифференциация звуков.

Логопед специфическими методами и приемами добивает­ся правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его. Основной задачей является закрепление навыка правиль­ного произношения в процессе речевого общения. Дифферен­циация звуков необходима в тех случаях, когда звуки заме­няются или смешиваются.

Логопедическое воздействие строится на основе онтогене­тического принципа, с учетом закономерностей и последова­тельности формирования различных форм и функций речи.

Так, в тех случаях, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипя­щие, р, последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р). В процессе формирования синтаксиса устной речи при алалии учитывается последовательность появления различ­ных типов предложений в онтогенезе.

Формирование правильных речевых навыков, форм и фун­кций речи осуществляется и в онтогенезе, от простых к слож­ным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формаль­ных признаков речевых (языковых) единиц.

Большое место в логопедической работе занимает коррек­ция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами рече­вых расстройств, а также возрастные особенности.

Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, ди­зартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмеча­ются выраженные особенности формирования личности, ко­торые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.

Так, у заикающихся детей наблюдается дисгармоничное развитие личности, неравномерное развитие отдельных ее сто­рон, нарушение межличностных отношений.

Воздействие на ребенка с речевым нарушением связыва­ется с нормализацией социальных контактов с окружающи­ми людьми.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществля­ется в процессе игровой деятельности, которая становится сред­ством развития аналитико-синтетической деятельности, мото­рики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

В школьном возрасте ведущей деятельности является учеб­ная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.

В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе со­хранных звеньев.

При формировании высших психических функций (в том числе и речи) в процессе онтогенеза принимают участие различные афферентации и анализаторы. В начале своего станов­ления функция полирецепторна, она опирается на комплекс различных видов афферентации. Так, процесс звукоразличения в раннем онтогенезе осуществляется с участием слухо­вой, зрительной, кинестетической афферентации. Позднее в процессе звукоразличения ведущей становится акустическая.

В логопедической работе при нарушении слуховой диффе­ренциации осуществляется опора на сохранные звенья.

Например, восстановление звукоразличения при сенсор­ной афазии осуществляется как бы в обход пораженного аку­стического компонента дифференциации звуков, с опорой на зрительную (оральный образ звука) и кинестетическую афферентацию (кинестетические сигналы, поступающие при ар­тикулировании).

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопе­дической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нару­шения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на дан­ном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адап­тация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направлен­ный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на форми­рование умственных способностей, воспитание чувств, поведе­ния и личностных качеств.

Существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использова­ние того или иного метода определяется характером речево­го нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО
  • «Обл. центр информационного и материально-технического обеспечения ОУ на территории Челяб. обл.»
  • сайт Министерства образования и науки Челяб. обл.
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • «сайт МОиН РФ »
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • uo-asha

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz