Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области
Программа экологического образования детей «Мы» Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок, Т.А. Виноградовой, Т.А. Марковой
Программа входит в традиционную серию «Библиотеки программы «Детство». Может рассматриваться как парциальная программа, если в учреждении используется комплексная программа, не имеющая экологического компонента. Дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство».
Цель программы – развитие у дошкольников начал экологической культуры.
Программа основана на концепции экологического образования детей, разработанной кандидатом педагогических наук Н.Н. Кондратьевой.
Рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категории «Мы», т.е. единства.
Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.
Мы – это выражение нашего родства и гуманного способа совместного проживания.
Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней; те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к ней.
Мы – это коллектив единомышленников: ученых, методистов, воспитателей, родителей, осуществляющих экологическое образование детей с использованием отечественного и зарубежного педагогического опыта.
При отборе содержания программы авторы придерживались принципа научности.
В основу программы «Мы» положена программа знаний о живом организме, разработанная Н. Н. Кондратьевой. Представленные в программе «Мы» разделы взаимосвязаны и иерархически выстроены. Программа состоит из трех разделов: «Живые... Какие мы?», «Как живые приспосабливаются к среде», «Мы нужны друг другу на Земле».
В программе последовательно раскрываются сущность живого организма и его взаимодействия со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нем усложняются: пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. Поэтому авторы рекомендуют осваивать программу именно с первого раздела, не нарушая логики ее развития. Формирование экологической воспитанности дошкольника по программе «Мы» предполагает решение следующих задач:
• развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в природе;
• формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
• накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
• готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
• личностно ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
• постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
• построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
• активным участием родителей в воспитательном процессе;
• установлением педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
При реализации программы особое внимание может быть уделено накоплению у детей эмоционально положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе и т.д.
Методические рекомендации к работе по программе включают в себя:
• организацию педагогического процесса;
• методику диагностики;
• конспекты занятий.
Программа содержит также раздел «Слушаем, читаем, рассматриваем книжки о природе», где даются перечень литературы, рассказы, сказки, пословицы и поговорки о природе. Последний раздел («В помощь педагогу») включает необходимый материал для реализации программы педагогом.
В настоящее время программа внедряется в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской области, в регионах Севера и Центральной России.
№ п/п
|
Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу
|
Количество обучающихся, изучающих дисциплину
|
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов.
|
Количество
|
1.
|
Ознакомление с окружающим
|
40
|
- Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок, Т.А. Виноградовой, Т.А. Марковой Программа экологического образования детей «Мы» С- П., «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2005г.
- Детская энциклопедия. Экология от А до Я. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - № 9. 1997г
- Мир вокруг нас. Географический атлас для детей., М., 1994г.
- Мир и человек. Географический атлас. М., 1988г.
- Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Спутник любознательных. М., «Просвещение» 1968г
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. Под ред. Кандидата педагогических наук Н.Ф. Виноградовой М., «Просвещение» 1988г.
- Жуковская, Н.Ф. Виноградова, Козлова «Родной край» М., «Просвещение» 1990г.
- Кокорева Н.Н. Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. Из опыта работы воспитателей детского сада. М., «Просвещение» 1987г.
|
2
1
2
3
2
4
5
4
|
Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой
Аннотация на программу «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С. Н. Николаева)
Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм:
«Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.
Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – двум взаимосвязанным частям программы: формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры взрослых.
Программа «Юный эколог» включает в себя:
Концептуальный научно-обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
экологически обоснованный подход к построению, содержанию и методов
обучения, отбор формы работы, как детском саду, так и в семье;
подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми);
технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой методов ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме того, программа строилась с учетом результатов исследования ученых в области детской психологии и педагогики. Важнейшими стали следующие положения:
старшие дошкольники усваивать систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов);
морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают при демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы;
при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта);
старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта;
средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).
Вся программа состоит из пяти разделов. Первый и второй разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий прослеживает их роль в процессе роста растений и животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый показывает разные формы взаимодействия с природой.
№ п/п
|
Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу
|
Количество обучающихся, изучающих дисциплину
|
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов.
|
Количество
|
1.
|
Ознакомление с окружающим
|
40
|
1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. М., «Просвещение», 2001г
2. Николаева С.Н. Воспитания экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М., «Просвещение», 2002г
3. Николаева С.Н. Экологическая тетрадь для дошкольников. Для среднего и старшего дошкольного возраста. М., «Просвещение» 2002г.
4. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» пособие для воспитателей и учителей по подготовке детей к школе. М., «Просвещение» 2001г.
5. Шишкина В.А., Дедулевич Прогулки в природу. Учебно- методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., «Просвещение» 2003г.
6. Плешаков А.А. «Зеленая тропинка» учебное пособие для подготовки детей к школе. М., «Просвещение» 2002г.
|
3
3
3
3
3
3
|
|