Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 19:20

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Экологическое воспитание дошкольников

Обеспечение образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально – техническое оснащение.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра  Ашинского района Челябинской области

Программа экологического образования детей «Мы» Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок, Т.А. Виноградовой, Т.А. Марковой

Программа входит в традиционную серию «Библиотеки программы «Детство». Может рассматриваться как парциальная программа, если в учреждении используется комплексная программа, не имеющая экологического компонента. Дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство».

Цель программы – развитие у дошкольников начал экологической культуры.

Программа основана на концепции экологического образования детей, разработанной кандидатом педагогических наук Н.Н. Кондратьевой.

Рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категории «Мы», т.е. единства.

Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

Мы – это выражение нашего родства и гуманного способа совместного проживания.

Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней; те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к ней.

Мы – это коллектив единомышленников: ученых, методистов, воспитателей, родителей, осуществляющих экологическое образование детей с использованием отечественного и зарубежного педагогического опыта.

При отборе содержания программы авторы придерживались принципа научности.

В основу программы «Мы» положена программа знаний о живом организме, разработанная Н. Н. Кондратьевой. Представленные в программе «Мы» разделы взаимосвязаны и иерархически выстроены. Программа состоит из трех разделов: «Живые... Какие мы?», «Как живые приспосабливаются к среде», «Мы нужны друг другу на Земле».

В программе последовательно раскрываются сущность живого организма и его взаимодействия со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нем усложняются: пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. Поэтому авторы рекомендуют осваивать программу именно с первого раздела, не нарушая логики ее развития. Формирование экологической воспитанности дошкольника по программе «Мы» предполагает решение следующих задач:

• развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в природе;

• формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

• накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

• готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;

• личностно ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;

• постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

• построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

• активным участием родителей в воспитательном процессе;

• установлением педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

При реализации программы особое внимание может быть уделено накоплению у детей эмоционально положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе и т.д.

Методические рекомендации к работе по программе включают в себя:

• организацию педагогического процесса;

• методику диагностики;

• конспекты занятий.

Программа содержит также раздел «Слушаем, читаем, рассматриваем книжки о природе», где даются перечень литературы, рассказы, сказки, пословицы и поговорки о природе. Последний раздел («В помощь педагогу») включает необходимый материал для реализации программы педагогом.

В настоящее время программа внедряется в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской области, в регионах Севера и Центральной России.

 

№ п/п

Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу

Количество обучающихся, изучающих дисциплину

Автор, название, место издания, издательство, год  издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов.

Количество

1.

Ознакомление с окружающим

40

  1. Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок, Т.А. Виноградовой, Т.А. Марковой Программа экологического  образования детей «Мы» С- П., «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2005г.
  2. Детская энциклопедия. Экология от А до Я. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - № 9. 1997г
  3. Мир вокруг нас. Географический атлас для детей., М., 1994г.
  4. Мир и человек. Географический атлас. М., 1988г.
  5. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Спутник любознательных. М., «Просвещение» 1968г
  6. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. Под ред. Кандидата педагогических наук Н.Ф. Виноградовой М., «Просвещение» 1988г.
  7. Жуковская, Н.Ф. Виноградова,  Козлова  «Родной край» М., «Просвещение» 1990г.
  8. Кокорева Н.Н. Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. Из опыта работы воспитателей детского сада. М., «Просвещение» 1987г.

2

1

 

2

3

2

 4

 5

 4

 

 Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой

Аннотация на программу «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С. Н. Николаева)

 

Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм:

«Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.

Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – двум взаимосвязанным частям программы: формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры взрослых.

Программа «Юный эколог» включает в себя:

Концептуальный научно-обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

экологически обоснованный подход к построению, содержанию и методов

обучения, отбор формы работы, как детском саду, так и в семье;

подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми);

технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой методов ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме того, программа строилась с учетом результатов исследования ученых в области детской психологии и педагогики. Важнейшими стали следующие положения:

старшие дошкольники усваивать систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов);

морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают при демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы;

при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта);

старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта;

средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).

Вся программа состоит из пяти разделов. Первый и второй разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий прослеживает их роль в процессе роста растений и животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый показывает разные формы взаимодействия с природой.

 

№ п/п

Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу

Количество обучающихся, изучающих дисциплину

Автор, название, место издания, издательство, год  издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов.

Количество

1.

Ознакомление с окружающим

40

1.      Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. М.,  «Просвещение», 2001г

2.      Николаева С.Н. Воспитания экологической культуры  в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной  группы детского сада. М.,  «Просвещение», 2002г

3.      Николаева С.Н. Экологическая тетрадь для дошкольников. Для среднего и старшего дошкольного возраста. М., «Просвещение» 2002г.

4.      Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» пособие для воспитателей и учителей  по подготовке детей к школе. М., «Просвещение» 2001г.

5.      Шишкина В.А., Дедулевич Прогулки в природу. Учебно- методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., «Просвещение» 2003г.

6.      Плешаков А.А. «Зеленая тропинка» учебное пособие для подготовки  детей к школе. М., «Просвещение» 2002г.

3

 

 3

 

 3

 

3

 

3

  

3

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО
  • «Обл. центр информационного и материально-технического обеспечения ОУ на территории Челяб. обл.»
  • сайт Министерства образования и науки Челяб. обл.
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • «сайт МОиН РФ »
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • uo-asha

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz