Основные направления логопедической работы в ДОУ
Коррекционно-речевая работа учителя-логопеда обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Воздействуя на все стороны развития и личность ребенка, активно вовлекая в коррекционный процесс педагогов ДОУ и родителей, он добивается высокой и устойчивой результативности в коррекционно-речевой работе с детьми даже при тяжелых нарушениях речи.
Коррекционно-речевая работа включает следующие разделы.
Логопедическое обследование: |
-стартовое (1-ая и 2-ая недели сентября); -итоговое – оценка результатов коррекционно-речевой работы за учебный год (3-я и 4-ая недели мая) |
Развитие общих речевых навыков |
(на индивидуальных и подгрупповых занятиях). -формирование навыков правильного речевого дыхания; -работа над просодическими компонентами речи; -работа над темпом, ритмом и интонацией. |
Коррекция звукопроизношения (на индивидуальных занятиях). |
-выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков; -уточнение произношения и постановка звуков в последовательности, обусловленной отсутствием или наличием патологической симптоматики в артикуляционной области и от степени ее выраженности не придерживаясь традиционного порядка, рекомендующего постановку со свистящих звуков. То есть уточнение или постановка в первую очередь тех звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. Это могут быть шипящие звуки или звуки [Л], [Р], артикуляционные же уклады свистящих звуков для детей с дизартрией часто являются более сложными; -автоматизация поставленных звуков в традиционной для логопедии последовательности: слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связной речи. В начале автоматизация проходит с опорой на слуховой образец (повторение за логопедом), затем с опорой только на наглядность (картинки, схемы, символы и т. д.); -дифференциация поставленных звуков. |
Коррекция звуко- слоговой структуры слов (только индивидуально на материале правильно произносимых звуков) |
-работа над односложными словами со стечением согласных в начале или в конце слов (стол, мост); -работа над двусложными и трехсложными словами без стечения согласных (мука, домик, малина, василек); -работа над двусложными словами со стечением согласных в начале слов (книга, цветок), в середине слов (окно, палка, капкан), в конце слов (радость); -работа над трехсложными словами со стечением согласных в начале слов (сметана), в середине (пылинка), в конце слов (машинист); -работа над двух-, трех-, четырех-, пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, отвертка, троллейбус, водопровод, сковорода, электричество и т. д.). |
Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза). |
На подгрупповых и индивидуальных занятиях и через консультативно-методическую работу с воспитателями согласно принципа природосообразности, то есть следования естественным закономерностям овладения языком и речью, и, в отличие от групп компенсирующей направленности, с разными сроками прохождения отдельных этапов с разными детьми. В отличие от групп компенсирующей направленности, в которых развитие фонематических процессов осуществляется через изучение в определенной последовательности всех звуков русского языка, в условиях дошкольного логопедического пункта целесообразнее проводить эту работу только с частью звуков. Прежде всего, это все гласные звуки, нескольких же согласных (от 5 до 10) достаточно, чтобы у ребенка сформировался навык звукового анализа и синтеза. Знакомство же со всеми звуками проводят воспитатели, согласно требованиям общеобразовательной программы. |
Грамматический строй речи (на индивидуальных и подгрупповых занятиях в процессе нормализации звуковой стороны речи и через выполнение заданий с воспитателями и родителями) |
-преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число именительного падежа (стол — столы, лев - львы); -преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число родительного падежа (стол — столов, лев — львов); -согласование числительных с существительными по родам (один петух, одна книга, одно яблоко, два петуха, две книги, два яблока); -согласование прилагательных с существительными по родам и числам (синий мяч, синяя ваза, синее ведро, синие носки); -образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кукла — куколка); -образование названий детенышей животных и птиц в единственном числе (лиса — лисенок, гусь - гусенок); -образование названий детенышей животных и птиц во множественном числе (лиса — лисята, гусь — гусята); -согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (мальчик идет, мальчики идут); -образование относительных прилагательных от существительных (сок из апельсина — апельсиновый, стул из дерева — деревянный). -уточнение значений простых и сложных предлогов; -подбор синонимов, антонимов; -образование новых слов путем сложения (снегопад, листопад); -образование притяжательных прилагательных от существительных (очки бабушки - бабушкины, уши зайца — заячьи). |
Развитие связной речи (в процессе нормализации звуковой стороны речи). |
Выполнение упражнений и заданий на: - -составление предложений; - -распространение предложений; - -составление рассказов по картине, серии картин; пересказ |