Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 10:56

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

консультации

Развитие мелкой моторики у детей 2-4 года.

 Игры и упражнения.

Подготовила воспитатель первой категории Петренко Д.В.

Развитие мелкой моторики рук у детей проходит в несколько этапов. В первые месяцы жизни малыш  способен ухватиться за пальцы взрослого или удерживать предмет, который вложили ему в руку. Примерно в 3-4 месяца ребенок делает первые неловкие попытки самостоятельно взять заинтересовавшую его вещь; затем он учится перекладывать ее из одной руки в другую и брать двумя пальцами (так называемый “пинцетный” захват). После полугода малыш активно осваивает манипуляции с игрушками различного размера и формы, а после 9 месяцев пытается самостоятельно есть ложкой.  После года развитие у ребенка мелкой моторики рук продолжается: он оттачивает умение держать ложку и вилку, учится рисовать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы. В 2-2,5 года малыш начнет пользоваться ножницами, делать аппликации, собирать пазлы.

С возрастом количество операций, требующих развитой мелкой моторики рук у ребенка, будет возрастать. К таким операциям относятся письмо, умение играть на музыкальных инструментах, печатать на клавиатуре, шить, вязать, собирать и разбирать небольшие механизмы, и многое другое. Кроме того, доказано, что развитие мелкой моторики рук у детей напрямую определяет скорость и качество усвоения языка и формирования некоторых свойств мышления (логики, воображения).

Чем можно объяснить тот факт, что сейчас в детских магазинах появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только  перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

 

 

 

Упражнения и игры для развития мелкой моторики у детей  2-4 года.

Собирание мозаик (пазлов). Чем больше мелких частей в мозаике, тем эффективнее развивается мелкая моторика. Однако для малышей до 3 лет следует подбирать мозаику из малого количества крупных частей!

Вырезание картинок из журналов, аппликаций из цветной бумаги и картона с последующим наклеиванием. Вообще манипуляции ножницами отлично развивают мелкую моторику.  Так что вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы – пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки, а не клеит готовые наклейки в журнал.  Создавайте вместе с ребёнком интересные  поделки из подручных материалов.

Что и как можно вырезать ножницами? Для начала научите малыша просто отрезать края у прямоугольного кусочка бумаги. А также:

·                     резать извилистыми линями,

·                     резать кривыми линиями со множеством изломов,

·                     вырезать фигуры с изгибами и углами

·                     вырезать окружности

Идеально обучить ребёнка вырезать снежинку из белого листа бумаги. Снежинки могут быть с любыми узорами, это настоящее произведение искусства!

Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года).
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была по-прочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук, формируется аккуратность ребенка.

 

Лепка – замечательное занятие для детей любого возраста. Лепить можно из чего угодно: из пластилина, глины, специальной массы для лепки, из теста.  Вы готовите пирожки? Отлично, позовите с собой на кухню ребёнка и позвольте ему мять, раскатывать и разминать тесто! Дети обожают это делать,  особенно когда мама хвалит их за помощь по хозяйству – ведь дети помогают лепить пирожки.

Письмо. Для маленьких детей – обучение аккуратно выписывать палочки и крючочки, для детей постарше – буквы и  слова. Очень полезно выписывать буквы пальчиком прямо в воздухе.

Играйте с ребенком в ванной различными предметами, показывая как можно переливать воду из одного сосуда в другой, набирать воду в бутылочку, выливать воду из бутылки.

Учите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться: застегивать и расстегивать пуговицы, замки, завязывать и развязывать шнурки и узелки.

Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

- Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

- Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

- Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

- Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

Играйте с детьми в пальчиковые игры

Упражнение "Ягодки"
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю  (Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки складываете перед собой чашечкой)

Будет полное лукошко. (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой)

Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть
.  (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот)

Легким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше)

 

Упражнение"Рыбки" 
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся
,  (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)

Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны)

То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок)

 

Упражнение "Два козленка"
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!

(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку - плюх!
(Роняем руки на колени).

Игра "Котята"
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых
. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсо-моторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.

 

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что немаловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО
  • «Обл. центр информационного и материально-технического обеспечения ОУ на территории Челяб. обл.»
  • сайт Министерства образования и науки Челяб. обл.
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • «сайт МОиН РФ »
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • uo-asha

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz