Материально –техническое обеспечение, оснащение образовательного процесса и развивающая среда детского сада отвечают всем требованиям:
- определяемым в соответствии санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенности помещений развивающей предметно- пространственной средой;
- к материально -техническому обеспечению программы: учебно - методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Дошкольное образовательное учреждение оснащено необходимым оборудованием для полноценного функционирования и развития. Материально - техническая база соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Бытовые условия в групповых помещениях и специализированных кабинетах соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049 - 13.
Все имеющиеся помещения и площади максимально используются в педагогическом процессе.
В группе и в кабинете создана необходимая среда для осуществления образовательного и оздоровительного процесса:
· Имеется мебель, согласно роста детей.
· В спальнях установлены трехъярусные выдвижные кровати и отдельные кровати.
· В раздевалках установлены индивидуальные шкафчики, организуются выставки для детских творческих работ, оформлены стенды с информацией для родителей.
· В буфетных установлены двойные мойки, сушилки для посуды, хозяйственный шкаф.
· В умывальной комнате отдельные раковины, ванная для мытья ног, шкафчики с ячейками для полотенец на каждого ребенка.
· В дошкольных группах отдельные туалеты для мальчиков и девочек.
Предметно-развивающая среда логопедической группы проектируется и организуется в соответствии с реализуемой программой Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Подготовка детей с ОНР в условиях специального детского сада» и Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» и с учетом возрастных особенностей детей. Групповое пространство доступно детям. По всем видам деятельности созданы центры (коррекционные, игровые, двигательные, уединения и т.п.). Созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности. Кабинет логопеда и группа оптимально насыщены развивающими играми, пособиями, игрушками. В группе имеется коррекционный уголок, для индивидуальной работы, и для фронтальной работы в групповой комнате, где раскрыта тема недели, а также весь материал по звуку. Раз в неделю материалы меняются. Материал располагается на уровне глаз ребенка на обручах, на стенах. Вся группа оформляется в соответствии с изучаемым звуком и темой недели. Информация для родителей обновляется еженедельно, ежеквартально.
Особое внимание уделяется созданию условий для двигательной активности детей. В приемной группы имеется спортивный уголок, который укомплектован спортивными комплексами.
В группе есть различные игровые зоны, их содержание пополняется в зависимости от темы недели, интересов детей и их потребностей. Организация игровых зон в форме мини- музеев, «Исследовательских лабораторий», библиотекой для «Почемучек» в ходе реализации творческих проектов детей старшего дошкольного возраста, позволяет придумывать творческие игры, игры с продолжением, проявлять инициативу, активность в общении со сверстниками и взрослыми.
Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии воспитанников с нарушениями речи. В группе должны быть созданы все условия для сознательного регулирования деятельности воспитанников, которая несет в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.
Создание развивающей среды является одной из задач коррекционного сопровождения воспитанников с нарушениями речи.
Предметная среда кабинета учителя-логопеда проектируется в соответствии с Программой. При отборе предметного содержания развивающей среды опираемся на «зону ближайшего развития», воспитанников.
Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка
Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, в помещении группы и приемной, создать комфортные, обеспечивающие безопасность воспитанников условия для занятий и эмоционального благополучия.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах группы и в утренний, и в вечерний отрезки времени..
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. (Паспорт группы прилагается. См. Приложение №6)
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями группы, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии со Стандартом РППС логопедического кабинета и группы обеспечивает и гарантирует:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства логопедического кабинета и группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в группе, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Предметно-пространственная среда группы и логопедического кабинета обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
При проектировании пространства внутренних помещений группы, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами руководствуемся следующими принципами формирования среды.
Развивающая предметно-пространственная среда группы создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная:
- содержательно-насыщенной – включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими, как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
При проектировании РППС учитываются целостность образовательного процесса в группе, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На игровых прогулочных площадках выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.
Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры группы, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
В группе обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников.
Для детей с ограниченными возможностями в группы имеется специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками и, соответственно, в помещениях группы достаточно места для специального оборудования.
Предметно-пространственная среда группы и кабинета обеспечивает условие для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.
Для этого в групповых и других помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.
В группе имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
Предметно-пространственная среда в группе обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, огород уголок природы, зоны экспериментирования и др.).
Предметно-пространственная среда должна обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей.
Для организации РППС в семейных условиях родителям (законным представителям) также рекомендуется ознакомиться с образовательной программой, которую посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. Знакомство с Программой будет способствовать конструктивному взаимодействию семьи и Организации в целях поддержки индивидуальности ребенка.
Эффективным условием реализации образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
1. Характеристики предметно-развивающей среды:
· безопасность;
· комфортность;
· соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;
· вариативность;
· информативность.