Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 28.04.2024, 07:56 |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области | |
Приветствую Вас Гость |
|
ФГОС ДО. Комментарии Татьяны Николаевны Дороновой.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Комментарии Татьяны Николаевны Дороновой Федеральный институт развития образования Г.Москва
Направления деятельности творческого коллектива по разработке ФГОС ДО:
Обсуждаемые проблемы
Перспективы в рамках реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
1). Для переходного периода характерна определенная пауза. До принятия стандарта дошкольного образования не будет издано новых программ. Все ДОО разрабатывают собственную Образовательную программу. Сегодня не стоит ДОО приобретать комплекты самих программ и методическое обеспечение к их реализации. Все будет перерабатываться под ФГОС ДО. 2). После обсуждения стандарта он будет принят и утвержден МОиН РФ) 3) На основании утвержденного стандарта авторы вариативных программ (старых и новых) должны будут их переработать, а затем представить переработанные программы на экспертный совет при МОиН РФ. После прохождения экспертизы и принятия каждой программы, она будет включена в реестр примерных общеобразовательных программ, который будет размещен на сайте МОиН РФ. После этого вместе с родителями каждая ДОО выбирает программу с методическим обеспечением. 4) Выбрав программу, педагогический коллектив ДОО на ее основании разрабатывает ООП ДОО. Можно в качестве основной использовать только примерную программу без переработки.
О содержании, формах и методах деятельности ДОО в переходный период Переход на первый уровень образования является ответственным. ДОО имеет ряд преимуществ перед школой. В ДОО созданы условия, приближенные к семейным, воспитатель несет определенную материнскую функцию. С переходом на первый уровень образования проявляются и недостатки. Любая программная задача должна быть решена всеми без исключения детьми (это первый риск перехода). Мы профессионально не готовы обеспечить освоение каждым ребенком на высоком или среднем уровне содержания всей программы и каждой задачи. Есть категории детей, не способных брать определенные задачи, не справляющихся с определенным содержанием. Вторым риском является наполняемость групп. В отличие от школьника ребенок дошкольного возраста не может получить полноценное образование во фронтальных формах. Дошкольник требует личностно ориентированного взаимодействия со взрослым, он требует совместного взаимодействия при освоении содержания образовательной программы. Перед авторам примерных образовательных программ будет стоять задача разработки технологии реализации программы.
Отслеживание результатов (мониторинг) В переходный период необходимо в годовой план на текущий учебный год включить задачу по изучению педагогическим коллективом требований к реализации уровней образования, которые определены в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». При этом необходимо привлечь родителей детей 4-го года жизни. Они уже попадают под первый уровень образования. Необходимо разработать план мероприятий по проведению работы с педагогическими коллективами и родителями, связанными с переходом на 1 уровень образования, включить в план мероприятия со школой по обмену опытом реализации уровней образования, разработать документацию по взаимодействию с родителями по реализации 1 уровня образования. Выявить родителей-юристов и привлечь их к разъяснительной работы, связанной с переходом на 1 уровень образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» увязан с уголовным и гражданским кодексом. Необходимо обеспечить информационное сопровождение при проведении работы, связанной с переходом на 1 уровень образования (выступления на родительских собраниях, памятки, стенды). С 1 сентября 2013 года Закон «Об образовании в РФ» действует. Что такое уровень образования должны знать все педагоги. Необходимо рассмотреть перспективу реализации первого уровня образования с учетом традиционных целей и задач, которые стоят перед системой дошкольного образования России. Сосредоточить усилия и начать адаптировать педагогический коллектив к конкретным показателям качества. К неформальной оценке качества.. Д.Б. сделаны первые шаги по реализации Закона «Об образовании в РФ» в части требований к оценке , к которой привлекаются представители общественности (родители выпускников). Оценивать качество результатов работы необходимо с привлечением экспертов. При разработке ООП определяется ряд направлений, которые обязательно войдут в стандарт. Договоры с родителями. Д.б папки изучения и реализации Закона об образовании в РФ. Тема родительского собрания «Переход на первый уровень образования». В связи с Законом меняется статус д/с. ДОУ обязаны обеспечить образование ребенка на первом уровне. В этих условиях необходима подготовка кадров, повышение квалификации педагогов ДОО.
Государственно-общественная система управления
Реализация 1 уровня образования осуществляется при участии гос-общественного управления. В управлении принимают участие сторонние организации. Гос-0общественная система управления обеспечивает качество образования. Кого привлекаем?
В законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» впервые был поставлен вопрос о том, что защита прав ребенка на образование и развитие обеспечивается путем взаимодействия различных организаций и учреждений (с нами обязаны взаимодействовать правоохранительные органы, учреждения соцзащиты, культуры, медицинские учреждения и т.д). Привлечение различных организаций не должно носить самодеятельного характера., должно строиться на нормативно-правовой основе. Все отношения оформляются Договором о сотрудничестве. Сегодня высока мера ответственности первого лица за образование детей! Государственно-общественная система управления имеет юридическую основу:
Государственно-общественная система управления предполагает взаимодействие с ДОО по нескольким направлениям:
Сегодня руководителю ДОО необходимо научиться делегировать полномочия в управлении, в результате чего будет обоснованной и понятной оценка экспертов. Гос-общественная система управления должна влиять на повышение качества за счет увеличения количества участников и их профессионализма. Это могут быть родители, специалисты различных смежных отраслей. Приказ на государственно-общественную систему управления должен лежать в основе этой работы. Каков резерв повышения качества образования?
Глава 3 – лица, осуществляющие образовательную деятельность \ст. 23 –типы образовательных организаций Ст. 25 – Устав ОО Ст. 26 – управление ОО Ст. 27 Ст. 31 Глава IV. Обучающиеся и их родители Ст. 33 – обучающиеся Ст. 34 – обязанности и ответственность обучающихся Ст. 44 права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей Глава V.Педагогические , руководящие и иные работники Ст. 46 п.1.2 Ст. 47 – правовой статус педагогических работников п.1,2,3,4,5,6,7,9,10 Ст. 48 обязанности и ответственность педагогических работников п.1-11 Ст. 49 – аттестация педагогических работников Ст. 50 – научно-педагогические работники Ст. 51 – правовой статус руководителя ОО Ст. 52 – иные работники
Глава VI Общее образование Ст. 63 п.1 , ст. 64 – дошкольное образование Ст. 65 – плата, взимаемая с родителей Ст. 67 – организация приема п.1 Ст. 78 – о получении образования иностранными гражданами Ст. 92 – государственная аккредитация образовательной деятельности
Эти статьи (извлечения) желательно разместить на сайте ДОО. Организовать привлечение родителей к изучению и комментированию статей Закона. Необходимо проведение практических конференций по результатам изучения Закона с привлечением сторонних организаций. В каждой ДОО необходима разработка перспективного плана по его реализации (Закона), обозначить ожидаемые результаты. Какие????????????
Необходимо создать у участников образовательного процесса целостное восприятие представления о правах и обязанностях. Обеспечить привлечение специалистов к разъяснению отдельных статей ФЗ. Подготовка информации и размещение ее на сайте ОО, на информационных стендах.
Актуальные задачи повышения качества дошкольного образования на современном этапе Приказ № 651 У дошкольных образовательных учреждений появилась возможность повышения качества образования и воспитания детей по нескольким новым направлениям. Новые направления:
Появление этой задачи связано с тем, что она входит во всемирный стандарт дошкольного образования. Гендер- не биологический пол, а социальный пол. Индивид приобретает те личностные качества и манеру поведения, которые приняты и установлены в данном социуме. Полоролевое воспитание – роль жестко закрепляется за мужчиной и женщиной. Поменялся социум и гендер стал ведущим в воспитании ребенка (не так жестко держаться за роль мужского и женского воспитания) Толерантность – терпимость к обязанностям женским и мужским. В Российском образовании акцент делается на полоролевое воспитание, а вся Европа акцент делает на гендерное воспитание. От 0 до 7 лет мальчики попадают в категорию риска. Это связано с тем, что до 7 лет биологически мальчики на 2-2,5 года отстают от девочек в развитии. В дошкольном детстве это огромный разрыв. Дети этого возраста во многом воспитываются по подражанию. Более 60% семей в России находятся в разводе и мальчики в семьях находятся рядом только с женщинами (мать, бабушка). В детском саду – воспитатели, специалисты – женщины. В результате ребенок присваивает женскую манеру поведения и лишается мужского влияния. Особую опасность для мальчиков представляет то, что женщины не имеют опыта проживания периода дошкольного детства в роли мальчика. Не осознают потребность мальчика в движении, в проявлении активности в общении друг с другом. Опасность представляет поток замечаний и указаний в адрес мальчиков, который связан с упреками в отсутствии у них мужественности. Психологи считают, что проявлять мужественность в дошкольном детстве мальчики еще не могут. Эти замечания в адрес мальчиков приводят к тяжелым депрессивным состояниям. В следствии с этим – тревожность, депрессивность. У мальчиков формируется неуверенность в себе, своих возможностях, самооценка очень низкая. Часто появляется негативное отношение к женщине, к женскому полу вообще. Количество часто болеющих мальчиков больше, чем девочек. Если снимаются упреки, замечания – мальчики перестают болеть. Проявление психосоматики исчезает. И в 8 лет мальчики все наверстывают, будут опережать девочек. В 655 приказе поставлена задача по формированию гендерной принадлежности, на каждом возрастном этапе ставятся свои задачи. С 2 до 3 лет у детей необходимо сформировать гендерную идентичность (понимание того, кто я – мальчик или девочка), мой пол не изменится. Гендерная принадлежность – понимание, кто я, формирование этого качества происходит непросто. Для того, чтобы сформировать у детей гендерную идентичность, необходимо:
В возрасте с 4 до 5 лет основной задачей является формирование привлекательности гендерной роли. В 5 лет – критический возраст. Если нет гендерной идентичности ребенка нужно показать специалисту. С 4 до 5 лет еще можно что-то изменить (я-мальчик, я-девочка и мне это очень нравится). Для того, чтобы решить эту задачу в общении с детьми необходимо:
С 5 до 7 лет основной задачей является формирование у детей способности взаимодействовать друг с другом (мальчик с девочкой и наоборот. Исследование Т.А. Репиной показало, что количество однополых контактов между детьми составляет 91%. Когда взрослые искусственно включают в игру ребенка другого пола – это не дает своих результатов. В начальной школе мальчики и девочки часто конфликтуют. Для решения данной проблемы необходимо:
Педагогу важно не противопоставлять, а объединять усилия детей. Количество в группе мальчиков и девочек не мешает формированию гендерной принадлежности.
Проблема реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» 1. При реализации данной образовательной области особую трудность представляет решение задачи, связанной с развитием у детей литературной речи, которое предполагает большую начитанность детей. Слушание чтения произведения представляет большую нагрузку для ребенка, ему нужно слушать и представлять действия произведения. Ребенка необходимо приобщать к слушанию художественных произведений с 10 месяцев. Для этого надо использовать любой момент при общении с малышом. Задача ФГТ по художественной литературе трудновыполнима. Это возможно выполнить вместе с родителями. Для решения данной задачи необходимо объединение усилий семьи и д/с. Для этого важно:
Педагогу важна социально равная позиция по отношению к родителям.
Можно практиковать встречи с библиотекарем. Постановка вопроса о том, чтобы все родители в течение месяца прочитали детям произведения одного из писателей. А затем устраивается литературный праздник. Решение родительского собрания: об участии родителей в формировании библиотеки произведений художественной литературы на новый учебный год. Далее родителям объясняется, что для решения задачи по развитию литературной речи у детей чтения художественных произведений недостаточно и параллельно с обязательным программным перечнем всем сообща необходимо сформировать круг детского чтения в семье. Детский сад предлагает родителям продумать, какие произведения они считают нужными, а затем при следующей встрече обсудить предложения. Это не работа с семьей, а новая ее форма – социальное партнерство! Позиция детского сада учить семью сегодня не актуальна. Социальное партнерство – когда родителям предоставляются равные условия или даже преимущества (п. 1 ст.44) в решении образовательных задач. Родителям предлагают разные варианты работы по чтению художественной литературы. ????????????????????????????
Реализация с. 44 Права и обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
I уровень – международные документы (Конвенция о правах ребенка – ОУ в помощь родителям в воспитании и обучении детей) II уровень – документы федеральные (родители – полноправные участники), В семейном кодексе появилось 6 статей – права и обязанности родителей. Семейный кодекс связан Уголовным кодексом и гражданским кодексом. В комментариях к Семейному кодексу (Пчелинцева) показана связь с УК и ГК. Какие наказания могут понести родители по всем направлениям жизнеобеспечения ребенка. Любое ОУ имеет право бесплатно подать в суд на родителей за неисполнение их обязанностей. Таким образом, инструмент есть. ОУ в тяжелом положении. Родителям принадлежит приоритет в воспитании. Это требует доработки Договора с родителями. III уровень – региональный. Нормативно-правовое обеспечение региональной политики IV уровень – договор с родителями. В Договоре д.б. отражены все пункты ст. 44 ФЗ П. 4.ст. 44 – Родители знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (86% родителей не знают программы д/с, что необходимо для ее реализации. Родителей, как социальных заказчиков, необходимо готовить к переходу на 1 уровень образования. Образовательную программу и методическое обеспечение к ней выбирают родители!. Важно, чтобы родители знали Приказ № 2131 «ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Родители должны стать активными участниками образовательного процесса. Однако в этом имеются проблемы: детский сад переносит на семью те методы, которые используются в работе с детьми. Не учитывается образовательный, финансовый, интеллектуальный уровень родителей. Важно учитывать тот факт, что родители имеют большую возможность обеспечить собственному ребенку индивидуальный подход. Д/С необходимо перестроиться. Если же будут использованы традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, тематические родительские уголки), то не добьемся эффективности. Главное во взаимодействии – ориентация на результат, который бы отразился на ребенке. Например, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
Социальное партнерство семьи и ДОО сегодня рассматривается как резерв развития ребенка дошкольного возраста. Выводы:
Организационно-методические условия социального партнерства ДОО с родителями
Как формируется актив родителей?
Технология «Детский календарь» (3-4 года) Актив детского сада провел работу с родителями по разъяснению, что дошкольное образование в Законе «Об образовании в Российской Федерации» является первым уровнем образования. Родители каждый день с ребенком в течение месяца действуют по 4 направлениям:
У воспитателя – своя работа, которая соответствует тому содержанию, которое обозначено в календаре. Развертывается социальное партнерство, направленное на достижения ребенка. В родительский уголок целесообразно повесить благодарности родителям:
Страницы календаря
Взаимодействие направленное на ребенка, на его воспитание, развитие, ва не на мероприятия, ради мероприятий.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |