Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 19:16

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы:

- определённая степень зрелости различных структур головного мозга;

- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

- развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;

- формирование потребности в общении.



Нормой считается:

4 года - словарный запас 2000 слов, предложенная из 5-6 слов, сопровождение речи игрой;

5 лет - полное усвоение необходимого словаря, высказывания, напоминающие короткий рассказ, любознательность, большое количество вопросов, появление синонимов, антонимов, чёткое произнесение всех звуков;

6 лет - овладение значением производных слов, критическое отношение к своей речи;

7 лет - язык становится предметом изучения, устанавливает причинно-следственные связи, готовность к обучению письменной речи: чтению и письму.

У вас есть основания для беспокойства за речь ребёнка, если:

- ограничен бытовой словарь;

- ребёнок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом (овощи, фрукты и т.д.);

- затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним;

- не активен в речевом общении;

- неправильно произносит звуки

- искажает слоговую структуру слова

- не может связно рассказать о происходящих событиях. Обратитесь за консультацией к воспитателю и логопеду. Мы вместе сможем решить проблемы в речевом развитии вашего ребёнка.
 

 

 

В стране слов-близнецов. Работа над омографами и омофонами.

                             Материал подготовила ст. воспитатель МКДОУ №6 города Миньяра Галимова Р.А.

 

  Работа над этой сложной темой предполагает, что понятие «ударение» вводится уже в старшей группе: понять смысл слов-омографов можно лишь, опираясь на ударение: орган – орган, казаки – казаки, бегом- бегом и т.д.

  В старшей группе внимание детей обращается на то, что в слове один гласный звук произносится с большей силой и громкостью, чем остальные (взрослый показывает это на примере, ребенок повторяет и старается голосом выделить ударный слог по подражанию). Кроме того, воспитатель показывает ритмическую структуру слова с помощью хлопков (на ударном слоге делаются более громкий хлопок и небольшая пауза).

  В подготовительной к школе группе понятие «ударение» в словах – омографах закрепляется еще и визуально в схеме слов, а затем и при записи самих слов: замок – замок.

  Сказки и всевозможные игровые приемы так же помогают детям понять эту трудную тему.

  Сказка «Как дождик стал ударением».

  Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развернутом виде.

  Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова – близнецы пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Например, лук - лук от стрелы и лук, который в огороде едят и т.д. ключ, ирис, плитка.

  Вдруг в небе появилась темная тучка и пошел дождь. Был он непродолжительный и редкий, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие черточки: как будто, капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Черточку эту с тех пор и стали называть ударением. Очень кстати появилось оно над словами. Ведь теперь некоторые из них стали различать по ударению: атлас – атлас, козлы – козлы, белки – белки, ирис – ирис, хлопок – хлопок и т.д.

  Ударный гласных с тех пор выделяют в словах голосом (он произносится громче и дольше остальных звуков в слове). Слог с таким гласным называют ударным.

  Вот так дождик помог словам, сам того не ведая!

  Найдите слова – близнецы в этих стихотворениях.

 

Рысь идет на мелких лапах,

Рысь добычи чует запах.

 

Швея стачала юбку в швах,

А сзади сделала запах.

 

На ветку дуба сели белки,

Устроив в роще посиделки.

 

 

Большое значение в коррекционной работе с детьми отводится играм со словам (ведь игра – основная форма деятельности дошкольника).

Игра с мячом «Волшебное превращение слова»

Перед началом игры педагог говорит: «Мы еще не волшебники, а только учимся, но уже многое умеем. Вот и сейчас попробуем изменить слово так, чтобы в них появился нужный нам звук. В этом нам поможет волшебный мячик».

Описание игры.

Педагог произносит слово, в котором нет отрабатываемого звука, и бросает мяч ребенку. Тот должен подобрать – в соответствии с заданием – слово с нужным звуком, произнести его и вернуть мяч педагогу.

Со звуком «к».

1. уменьшительно-ласкательные формы слов.

Скажем ласково – и вот

Звук «к» в слово и придет!

Существительные. Нос – носик, стол – столик и т.д.

Прилагательные. Синий – синенький, белый – беленький.

Наречия. Мало – маленько, быстро – быстренько.

2. Детеныши.

У любящих мам есть, конечно, ребенок;

У доброй слонихи – милый слоненок,

У серой зайчихи – пушистый зайчонок,

У храброй тигрицы – игривый тигренок.

Часто теряются дети в пути –

Мамам поможем деток найти!

Лосиха – лосенок, ежиха – ежонок и т.д.

3. Жительница стран и городов.

Что за женщины живут в странах?

Как же их зовут?

Во Франции – француженки, в Италии – итальянки и т.д.

Если дама парижанка, то, конечно, горожанка;

Париж – парижанка и т.д.

4. Профессии.

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем мне заниматься?

Плавает на кораблях – моряк.

Рыбачит = рыбак и т.д.

5. Занятия, увлечения.

Профессий и занятий очень много.

А ты какую выберешь дорогу?

Собирает грибы – грибник, стреляет – стрелок и т.д.

6. Он – она (профессии, занятия).

Артист – артистка, пианист – пианистка и т.д.

Эта игра доступна детям  4–7 лет. Её можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия как по звукопроизношению, так и по развитию речи. Успешно используются она и в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков к, х, с, с, ц, ш, ж, ч, ш, л, л, р, р, и.

 

Шеф – повар просит нас; «Сынки!

Для торта сбили бы белки!»

 

Лечим кошке оба уха:

Боялись, что лишится слуха.

 

У кока легкая рука:

Из щук отличная уха!

 

Распахали сотню соток,

Посадили в поле хлопок.

 

У хлопушки с ниткой бок:

Дернул нитку и – хлопок!

 

 

И т.д. материал в журнале Д/в за 2001год в г 1 с. 32,  Д/в за 2002 год в – 5 с. 44

Игры с мячом «Что скачет в слове?»

 

Я скачу, скачу, скачу,

И ударю, где хочу!

В речи многое я значу,

Облегчаю вам задачу.

Слово трудное понять,

Его верно применять.

 

В слове замок я в начале.

И в конце меня встречали,

Только в слове уж замок

В этом мячик нам помог.

Скачем мы теперь вдвоем, -

Очень весело живем!

 

 

Игра «Ударение перепрыгивает в последний слог».

Описание игры. Взрослый бросает мяч и говорит слово, в котором ударный слог первый. Ребенок должен поймать мяч, произнести слово, переместить ударение на последний слог, и объяснить значение нового слова.

Запах – запах, хлопок – хлопок, орган – орган, полки – полки, мука – мука, кружки – кружки и т.д.

Игра «Ударение перепрыгивает в первый слог»

Проводится аналогично первого, только взрослый произносит слово с ударением на последний слог – а ребенок – слово, в котором ударный слог первый.

Дидактическая игра «Где прячется ударение?»

Игра проводится на фронтальных и подгрупповых занятиях по обучению грамоте.

Описание игры. Детям раздаются карточки с парными  картинками: белки – белки, стрелки – стрелки, вилки – вилки, замок – замок, ирис – ирис, строчки – строчки, полки – полки, кружки – кружки, рожки – рожки, пушки – пушки (коты).

Под каждой картинкой – слоговая схема:_____I_____

Ребенок должен поставить ударение над соответствующим слогом: или.

Дети составляют предложение с каждым словом.

Взрослый обращает внимание детей на то, что с изменением ударения слово приобретает новое значение.

 

Поможем Буратино заговорить. (из опыта работы).

 

Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

При постановке звуков важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая заставляет работать все мышцы, участвующие в процессе звукообразования, делает их более подвижными и послушными.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить как в речевых, так и в обычных группах, т.к. у многих детей наблюдаются нечеткое «смазанное» звукопроизношение, скованная артикуляция, плохая переключаемость с одного звука на другой.

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО
  • «Обл. центр информационного и материально-технического обеспечения ОУ на территории Челяб. обл.»
  • сайт Министерства образования и науки Челяб. обл.
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • «сайт МОиН РФ »
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • uo-asha

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz