В стране слов-близнецов. Работа над омографами и омофонами.
Материал подготовила ст. воспитатель МКДОУ №6 города Миньяра Галимова Р.А.
Работа над этой сложной темой предполагает, что понятие «ударение» вводится уже в старшей группе: понять смысл слов-омографов можно лишь, опираясь на ударение: орган – орган, казаки – казаки, бегом- бегом и т.д.
В старшей группе внимание детей обращается на то, что в слове один гласный звук произносится с большей силой и громкостью, чем остальные (взрослый показывает это на примере, ребенок повторяет и старается голосом выделить ударный слог по подражанию). Кроме того, воспитатель показывает ритмическую структуру слова с помощью хлопков (на ударном слоге делаются более громкий хлопок и небольшая пауза).
В подготовительной к школе группе понятие «ударение» в словах – омографах закрепляется еще и визуально в схеме слов, а затем и при записи самих слов: замок – замок.
Сказки и всевозможные игровые приемы так же помогают детям понять эту трудную тему.
Сказка «Как дождик стал ударением».
Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развернутом виде.
Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова – близнецы пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Например, лук - лук от стрелы и лук, который в огороде едят и т.д. ключ, ирис, плитка.
Вдруг в небе появилась темная тучка и пошел дождь. Был он непродолжительный и редкий, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие черточки: как будто, капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Черточку эту с тех пор и стали называть ударением. Очень кстати появилось оно над словами. Ведь теперь некоторые из них стали различать по ударению: атлас – атлас, козлы – козлы, белки – белки, ирис – ирис, хлопок – хлопок и т.д.
Ударный гласных с тех пор выделяют в словах голосом (он произносится громче и дольше остальных звуков в слове). Слог с таким гласным называют ударным.
Вот так дождик помог словам, сам того не ведая!
Найдите слова – близнецы в этих стихотворениях.
Рысь идет на мелких лапах,
Рысь добычи чует запах.
Швея стачала юбку в швах,
А сзади сделала запах.
На ветку дуба сели белки,
Устроив в роще посиделки.
Большое значение в коррекционной работе с детьми отводится играм со словам (ведь игра – основная форма деятельности дошкольника).
Игра с мячом «Волшебное превращение слова»
Перед началом игры педагог говорит: «Мы еще не волшебники, а только учимся, но уже многое умеем. Вот и сейчас попробуем изменить слово так, чтобы в них появился нужный нам звук. В этом нам поможет волшебный мячик».
Описание игры.
Педагог произносит слово, в котором нет отрабатываемого звука, и бросает мяч ребенку. Тот должен подобрать – в соответствии с заданием – слово с нужным звуком, произнести его и вернуть мяч педагогу.
Со звуком «к».
1. уменьшительно-ласкательные формы слов.
Скажем ласково – и вот
Звук «к» в слово и придет!
Существительные. Нос – носик, стол – столик и т.д.
Прилагательные. Синий – синенький, белый – беленький.
Наречия. Мало – маленько, быстро – быстренько.
2. Детеныши.
У любящих мам есть, конечно, ребенок;
У доброй слонихи – милый слоненок,
У серой зайчихи – пушистый зайчонок,
У храброй тигрицы – игривый тигренок.
Часто теряются дети в пути –
Мамам поможем деток найти!
Лосиха – лосенок, ежиха – ежонок и т.д.
3. Жительница стран и городов.
Что за женщины живут в странах?
Как же их зовут?
Во Франции – француженки, в Италии – итальянки и т.д.
Если дама парижанка, то, конечно, горожанка;
Париж – парижанка и т.д.
4. Профессии.
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?
Плавает на кораблях – моряк.
Рыбачит = рыбак и т.д.
5. Занятия, увлечения.
Профессий и занятий очень много.
А ты какую выберешь дорогу?
Собирает грибы – грибник, стреляет – стрелок и т.д.
6. Он – она (профессии, занятия).
Артист – артистка, пианист – пианистка и т.д.
Эта игра доступна детям 4–7 лет. Её можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия как по звукопроизношению, так и по развитию речи. Успешно используются она и в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков к, х, с, с, ц, ш, ж, ч, ш, л, л, р, р, и.
Шеф – повар просит нас; «Сынки!
Для торта сбили бы белки!»
Лечим кошке оба уха:
Боялись, что лишится слуха.
У кока легкая рука:
Из щук отличная уха!
Распахали сотню соток,
Посадили в поле хлопок.
У хлопушки с ниткой бок:
Дернул нитку и – хлопок!
И т.д. материал в журнале Д/в за 2001год в г 1 с. 32, Д/в за 2002 год в – 5 с. 44
Игры с мячом «Что скачет в слове?»
Я скачу, скачу, скачу,
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу.
Слово трудное понять,
Его верно применять.
В слове замок я в начале.
И в конце меня встречали,
Только в слове уж замок
В этом мячик нам помог.
Скачем мы теперь вдвоем, -
Очень весело живем!
Игра «Ударение перепрыгивает в последний слог».
Описание игры. Взрослый бросает мяч и говорит слово, в котором ударный слог первый. Ребенок должен поймать мяч, произнести слово, переместить ударение на последний слог, и объяснить значение нового слова.
Запах – запах, хлопок – хлопок, орган – орган, полки – полки, мука – мука, кружки – кружки и т.д.
Игра «Ударение перепрыгивает в первый слог»
Проводится аналогично первого, только взрослый произносит слово с ударением на последний слог – а ребенок – слово, в котором ударный слог первый.
Дидактическая игра «Где прячется ударение?»
Игра проводится на фронтальных и подгрупповых занятиях по обучению грамоте.
Описание игры. Детям раздаются карточки с парными картинками: белки – белки, стрелки – стрелки, вилки – вилки, замок – замок, ирис – ирис, строчки – строчки, полки – полки, кружки – кружки, рожки – рожки, пушки – пушки (коты).
Под каждой картинкой – слоговая схема:_____I_____
Ребенок должен поставить ударение над соответствующим слогом: или.
Дети составляют предложение с каждым словом.
Взрослый обращает внимание детей на то, что с изменением ударения слово приобретает новое значение.
Поможем Буратино заговорить. (из опыта работы).
Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.
При постановке звуков важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая заставляет работать все мышцы, участвующие в процессе звукообразования, делает их более подвижными и послушными.
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить как в речевых, так и в обычных группах, т.к. у многих детей наблюдаются нечеткое «смазанное» звукопроизношение, скованная артикуляция, плохая переключаемость с одного звука на другой.
|