Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.11.2024, 09:31

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки

16.07.2015г.                                                                                                                             Для своей работы подобрала и подготовила материал  из разных источников учитель – логопед Мухтарова Л.Ф.

Работа со штампами

При выполнении такой работы происхо­дит быстрая неоднократная смена тонуса мускулатуры руки: напряжение, расслабле­ние, силовое напряжение, расслабление. Кроме того, у ребенка развивается умение удерживать штамп за ручку в положении за­хвата тремя пальцами, то есть продолжает формироваться щепоть.

Штампы для игр можно приобрести в мага­зинах, а можно изготовить самостоятельно. Например, взять карандаш с твердым ластиком на конце и срезать острым лезвием конец лас­тика под углом в 45 градусов.

Перед началом работы необходимо пока­зать ребенку, как правильно держать каран­даш-штамп, поинтересоваться, какой по форме останется от него след на бумаге.

Чтобы повысить эффективность работы с карандашом-штампом, желательно перед выполнением каждого упражнения расска­зать детям маленькую сказку или историю.

Сначала ребенку предлагаются картинки-заготовки, предоставляющие широкое поле для его деятельности.

•   Звезды (см. приложение - рис. 1). "На­ступила ночь. Вышел на небо месяц. Осмот­релся, огляделся - нет его подружек, желтых звездочек. Опечалился месяц, заскучал. Развесели его, сделай так, чтобы на небе за­жглось как можно больше ярких звезд".

Затем поле деятельности ребенка ограни­чивается определенными рамками. Он мо­жет действовать свободно, но не заходить за пределы контура.

•   Осень (см. приложение - рис. 2). "В лес пришла осень. На деревьях стали появлять­ся желтые листья. Радуются деревья и кусты новым ярким нарядам. Только три дерева стоят печальные - забыла про них осень.

Помоги деревьям, укрась их кроны жел­тыми листьями".

Самые сложные сюжеты картинок требу­ют от ребенка соблюдения координации движений и умения ориентироваться на плоскости листа.

  • Бусы (см. приложение - рис. 3). "Соби­ралась мама на праздник, наряжалась. Вдруг - вот беда! - ее красивые бусы рассы­пались. Помоги маме собрать бусы: нитку с красными бусинами, нитку - с синими, нитку - с бусинами красного и синего цвета".
  • Коврик (см. приложение - рис. 4). "Ук­рашала бабушка коврик узорами. Украша­ла, да устала, прилегла отдохнуть. Пока ба­бушка спит, помоги ей - укрась коврик до конца".

Развитие мелкой моторики руки

Этот вид работы предполагает системати­ческое развитие мелкой моторики домини­рующей руки. Выполнение движений сопровождается стихами, рассказами, которые произносит взрослый или сами дети.

Ниткопись - выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения.

Работа проводится в основном с детьми не младше четырех лет (индивидуально или с небольшими подгруппами).

С помощью ниткописи выкладываются сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, домик, ма­шинка и т.д.). Старшие дошкольники выкла­дывают геометрические фигуры и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо освоит технику ниткописи, ему можно предложить выкладывать сюжет­ные картинки с использованием ниток не­скольких цветов.

Для занятий понадобятся ворсистые ниточки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархат­ная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов. Дети, слегка прижимая нить пальцем, укладывают ее по краю выре­занной из бархатной бумаги фигуры (см. приложение - рис. 5) - это самый простой вариант. (Нить легко отделяется от бумаги, что позволяет ребенку исправлять неточно­сти в работе.) Есть и более трудоемкий для взрослого (при подготовке материала), но интересный и эффективный для ребенка ва­риант. Бархатная бумага разного цвета на­клеивается на плотный картон различной геометрической формы (квадрат, треуголь­ник, овал и т.д.). Изготавливаются трафаре­ты с вырезанными по контуру предметами и объектами. Дети выбирают трафарет по сво­ему желанию. Воспитатель прикрепляет тра­фарет к картону с бархатной бумагой (на­пример, с помощью скрепки). После оконча­ния работы трафарет убирают, и на бумаге остается выложенный из ниток контур пред­мета (см. приложение - рис. 6).

Бисерография - выкладывание изобра­жения предмета (сюжета) с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков.

Занятия по бисерографии следует начи­нать с детьми четырех-пяти лет. Ребенок выкладывает на пластилиновой основе кон­туры предметов нитками с бисером, который был нанизан заранее взрослым. Старшие дошкольники начинают выкладывать пред­меты и сюжеты, заполняя отдельными буси­нами все пространство внутри контуров ("бусинка к бусинке"). Дети действуют с по­мощью пинцета. Такая много раз повторяю­щаяся операция способствует развитию ще­поти и формированию правильного распре­деления мышечной нагрузки руки.

Подобная работа в старших группах дет­ского сада обычно проводится вне занятий (индивидуально или с небольшими подгруп­пами); она растянута во времени. Данную технику рекомендуется использовать для коллективных работ.

Развитие тактильных ощущений - оп­ределение предмета на ощупь (материала, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.). С детьми трех-пяти лет рабо­та начинается с рассматривания и ощупыва­ния объектов; после пяти лет - без предва­рительного визуального и тактильного кон­троля.

Чудесный мешочек, В непрозрачный мешочек складываются предметы в зависи­мости от поставленной задачи (от 5 до 8 предметов). Задания:

-   Достань расческу (карандаш, зубную щетку, ложку, пуговицу и т.д.).

В данном случае указывается конкретный предмет, который ребенку надо найти на ощупь.

-   Достань металлический (пластмассо­вый, бумажный, резиновый и т.д.) предмет.

-   Достань предмет квадратной (треуголь­ной, овальной и др.) формы.

В старшем дошкольном возрасте с помо­щью тактильных ощущений определяют и называют буквы. Их можно доставать из ме­шочка или прощупывать через наложенный на них лист бумаги.

Пальчиковые игры широко используют­ся для развития мелкой моторики рук.

С их помощью передают события (эпизо­ды и т.д.) сказок, стихов и др. - получаются своеобразные инсценировки.

При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с  возрастными  особенностями  речевого

развития дошкольников: примерно до четырех-пяти лет дети только действуют пальчи­ками, а текст говорит взрослый; старшие до­школьники начинают сопровождать такие игры словами.

Пальчиковые игры можно условно разде­лить на три группы: игры без предметов; с использованием атрибутики; игры с предме­тами.

Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загиба­ние и разгибание пальцев рук ("Пальчик, пальчик, где ты был?", "Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать" и описанные выше игровые упражнения "Скакалочка", "Урожай" и многие другие).

Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом са­ми атрибуты никакой развивающей нагруз­ки не несут, они как бы украшают упражне­ние, делая его для ребенка более привлека­тельным. В качестве атрибутов можно ис­пользовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.).

Очень нравится детям использовать изоб­ражения небольших фигурок (7-8 см) из журналов, открыток, старых книг и т.д. Вы­бранный персонаж приклеивается на кар­тон и вырезается по контуру. Затем к фигур­ке пришивают круглую резинку, диаметр ко­торой должен быть таким, чтобы она плотно облегала основания детских пальцев (сред­него и указательного или указательного, среднего и безымянного).

Зарядка. Дети выбирают понравившие­ся им фигурки и надевают на основания среднего и безымянного пальцев. Эти паль­цы - ноги, указательный и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони. Воспита­тель предлагает сделать зарядку (на столе): ходьба - шагаем на месте, высоко поднима­ем ноги (средний и безымянный пальцы); шагаем вперед; останавливаемся - раз, два.

Упражнения для рук (указательный палец и мизинец): подняли обе руки - опустили (несколько раз). Подняли правую руку - опустили; подняли левую руку - опустили; подняли обе руки - опустили (несколько раз).

Упражнения для ног (средний и безымян­ный пальцы): вытянули вперед одну ногу, согнули в коленке, опустили; вытянули дру­гую ногу, согнули в коленке, опустили. По­вторить один -два раза.

Пальчиковые игры с предметами.

Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков. Для выполнения упражнений каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать вер­хушки со старых детских перчаток.

. Дети выполняют действия по ходу рас­сказа (говорит педагог).

"Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень лю­били пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали и сразу колпачки (шапочки) надевали. (Дети наде­вают колпачки (шапочки) на все пальцы ве­дущей руки.) Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки (шапоч­ки)". (Дети снимают каждый колпачок (ша­почку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)

Вырезание. Работа с ножницами упраж­няет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. По­этому чем больше ребенок действует нож­ницами, тем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса руки.

Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Технику обрывания и вырезание используют на за­нятиях по аппликации, ручному и художест­венному труду. Для развития рук желатель­но предлагать детям задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, живот­ные).

Т.И. ГРИЗИК,

кандидат педагогических наук

 



 

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО
  • «Обл. центр информационного и материально-технического обеспечения ОУ на территории Челяб. обл.»
  • сайт Министерства образования и науки Челяб. обл.
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • «сайт МОиН РФ »
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • uo-asha

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz