16.07.2015г. Для своей работы подобрала и подготовила материал из разных источников учитель – логопед Мухтарова Л.Ф.
Работа со штампами
При выполнении такой работы происходит быстрая неоднократная смена тонуса мускулатуры руки: напряжение, расслабление, силовое напряжение, расслабление. Кроме того, у ребенка развивается умение удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжает формироваться щепоть.
Штампы для игр можно приобрести в магазинах, а можно изготовить самостоятельно. Например, взять карандаш с твердым ластиком на конце и срезать острым лезвием конец ластика под углом в 45 градусов.
Перед началом работы необходимо показать ребенку, как правильно держать карандаш-штамп, поинтересоваться, какой по форме останется от него след на бумаге.
Чтобы повысить эффективность работы с карандашом-штампом, желательно перед выполнением каждого упражнения рассказать детям маленькую сказку или историю.
Сначала ребенку предлагаются картинки-заготовки, предоставляющие широкое поле для его деятельности.
• Звезды (см. приложение - рис. 1). "Наступила ночь. Вышел на небо месяц. Осмотрелся, огляделся - нет его подружек, желтых звездочек. Опечалился месяц, заскучал. Развесели его, сделай так, чтобы на небе зажглось как можно больше ярких звезд".
Затем поле деятельности ребенка ограничивается определенными рамками. Он может действовать свободно, но не заходить за пределы контура.
• Осень (см. приложение - рис. 2). "В лес пришла осень. На деревьях стали появляться желтые листья. Радуются деревья и кусты новым ярким нарядам. Только три дерева стоят печальные - забыла про них осень.
Помоги деревьям, укрась их кроны желтыми листьями".
Самые сложные сюжеты картинок требуют от ребенка соблюдения координации движений и умения ориентироваться на плоскости листа.
- Бусы (см. приложение - рис. 3). "Собиралась мама на праздник, наряжалась. Вдруг - вот беда! - ее красивые бусы рассыпались. Помоги маме собрать бусы: нитку с красными бусинами, нитку - с синими, нитку - с бусинами красного и синего цвета".
- Коврик (см. приложение - рис. 4). "Украшала бабушка коврик узорами. Украшала, да устала, прилегла отдохнуть. Пока бабушка спит, помоги ей - укрась коврик до конца".
Развитие мелкой моторики руки
Этот вид работы предполагает систематическое развитие мелкой моторики доминирующей руки. Выполнение движений сопровождается стихами, рассказами, которые произносит взрослый или сами дети.
Ниткопись - выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения.
Работа проводится в основном с детьми не младше четырех лет (индивидуально или с небольшими подгруппами).
С помощью ниткописи выкладываются сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, домик, машинка и т.д.). Старшие дошкольники выкладывают геометрические фигуры и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо освоит технику ниткописи, ему можно предложить выкладывать сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов.
Для занятий понадобятся ворсистые ниточки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов. Дети, слегка прижимая нить пальцем, укладывают ее по краю вырезанной из бархатной бумаги фигуры (см. приложение - рис. 5) - это самый простой вариант. (Нить легко отделяется от бумаги, что позволяет ребенку исправлять неточности в работе.) Есть и более трудоемкий для взрослого (при подготовке материала), но интересный и эффективный для ребенка вариант. Бархатная бумага разного цвета наклеивается на плотный картон различной геометрической формы (квадрат, треугольник, овал и т.д.). Изготавливаются трафареты с вырезанными по контуру предметами и объектами. Дети выбирают трафарет по своему желанию. Воспитатель прикрепляет трафарет к картону с бархатной бумагой (например, с помощью скрепки). После окончания работы трафарет убирают, и на бумаге остается выложенный из ниток контур предмета (см. приложение - рис. 6).
Бисерография - выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков.
Занятия по бисерографии следует начинать с детьми четырех-пяти лет. Ребенок выкладывает на пластилиновой основе контуры предметов нитками с бисером, который был нанизан заранее взрослым. Старшие дошкольники начинают выкладывать предметы и сюжеты, заполняя отдельными бусинами все пространство внутри контуров ("бусинка к бусинке"). Дети действуют с помощью пинцета. Такая много раз повторяющаяся операция способствует развитию щепоти и формированию правильного распределения мышечной нагрузки руки.
Подобная работа в старших группах детского сада обычно проводится вне занятий (индивидуально или с небольшими подгруппами); она растянута во времени. Данную технику рекомендуется использовать для коллективных работ.
Развитие тактильных ощущений - определение предмета на ощупь (материала, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.). С детьми трех-пяти лет работа начинается с рассматривания и ощупывания объектов; после пяти лет - без предварительного визуального и тактильного контроля.
• Чудесный мешочек, В непрозрачный мешочек складываются предметы в зависимости от поставленной задачи (от 5 до 8 предметов). Задания:
- Достань расческу (карандаш, зубную щетку, ложку, пуговицу и т.д.).
В данном случае указывается конкретный предмет, который ребенку надо найти на ощупь.
- Достань металлический (пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д.) предмет.
- Достань предмет квадратной (треугольной, овальной и др.) формы.
В старшем дошкольном возрасте с помощью тактильных ощущений определяют и называют буквы. Их можно доставать из мешочка или прощупывать через наложенный на них лист бумаги.
Пальчиковые игры широко используются для развития мелкой моторики рук.
С их помощью передают события (эпизоды и т.д.) сказок, стихов и др. - получаются своеобразные инсценировки.
При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого
развития дошкольников: примерно до четырех-пяти лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами.
Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы: игры без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами.
Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук ("Пальчик, пальчик, где ты был?", "Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать" и описанные выше игровые упражнения "Скакалочка", "Урожай" и многие другие).
Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.).
Очень нравится детям использовать изображения небольших фигурок (7-8 см) из журналов, открыток, старых книг и т.д. Выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к фигурке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен быть таким, чтобы она плотно облегала основания детских пальцев (среднего и указательного или указательного, среднего и безымянного).
• Зарядка. Дети выбирают понравившиеся им фигурки и надевают на основания среднего и безымянного пальцев. Эти пальцы - ноги, указательный и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони. Воспитатель предлагает сделать зарядку (на столе): ходьба - шагаем на месте, высоко поднимаем ноги (средний и безымянный пальцы); шагаем вперед; останавливаемся - раз, два.
Упражнения для рук (указательный палец и мизинец): подняли обе руки - опустили (несколько раз). Подняли правую руку - опустили; подняли левую руку - опустили; подняли обе руки - опустили (несколько раз).
Упражнения для ног (средний и безымянный пальцы): вытянули вперед одну ногу, согнули в коленке, опустили; вытянули другую ногу, согнули в коленке, опустили. Повторить один -два раза.
Пальчиковые игры с предметами.
• Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков. Для выполнения упражнений каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать верхушки со старых детских перчаток.
. Дети выполняют действия по ходу рассказа (говорит педагог).
"Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали и сразу колпачки (шапочки) надевали. (Дети надевают колпачки (шапочки) на все пальцы ведущей руки.) Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки (шапочки)". (Дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)
Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса руки.
Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Технику обрывания и вырезание используют на занятиях по аппликации, ручному и художественному труду. Для развития рук желательно предлагать детям задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).
Т.И. ГРИЗИК,
кандидат педагогических наук