Рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления у ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Исследованиями сотрудниками лаборатории Высшей нервной деятельности ребенка установлено, что уровень развития речи детей, находится в прямой зависимости от степени сформированное, тонких движений пальцев рук.
Для детей с нарушениями речи необходимо уделять внимание развитию движений пальцев рук. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев рук: движения неточные, не координированные. Учеными было замечено, что систематическая работа по v тренировке гонких движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят проводят с
двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами. Наши же ученые считают, что развивать пальчики детей необходимо, начиная уже с шестимесячного возраста.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно в детском саду и дома, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений, задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления.
Предложите детям:
· мозаику крупную и мелкую, всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков, косточек от фруктов, пуговиц;
· наборы колец различной величины для нанизывания на стержень; % цветные клубочки ниток для перематывания;
· наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
· наборы мелких игрушек, в частности, можно собрать коллекцию игрушек из киндер сюрпризов и предлагать детям;
· нанизывать пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
· игры с конструктором и кубиками;
· складывание матрешек;
· разминать пальцами пластилин;
· чаще давать детям цветные карандаши, краску и кисточку: дети должны рисовать, раскрашивать, штриховать;
· чаще давайте детям ножницы
Кроме всевозможных игр по развитию ручной умелости, можно дома с детьми выполнять несложные пальчиковые упражнения:
· сжимать и разжимать кулачки;
· делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, и крепкие, которые не разожмешь;
· двумя пальцами (указательный и средний) "ходить по столу";
· показать отдельно 1 палец (указательный), затем 2 пальца. 3, 4 и 5 пальцев;
· барабанить всеми пальцами обоих рук по столу;
· махать в воздухе только пальчиками;
· хлопать в ладоши быстро и медленно, тихо и громко.
Все эти упражнения и задания помогут вашим детям развить свои пальчики. А развивая пальчики, дети будут развивать и речи, память, внимание, воображение, усидчивость.
Вот несколько пальчиковых упражнений и потешек,
"Прогулка в лес"
Пальчики пошли гулять (Пальчиковое упражнение "Человечек"-указательный и средний палец шагают по столу, по коленкам). Пальчики пришли в лес. Там много высоких деревьев (Пальчиковое упражнение "Деревья" - руки подняты вверх, пальцы разведены в стороны). У деревьев в земле растут корни (Пальчиковое упражнение "Корни деревьев" - руки опущены вниз, переплетены, пальцы растопырены в стороны). На деревьях мы увидели много гнезд, в которых живут птички (Пальчиковое упражнение "Гнездо" - руки сложены вместе в форме чаши и Пальчиковое упражнение "Птички" - поочередно большой палец соединяется с остальными). В лесу живут зайчики (Пальчиковое упражнение "Ушки и лапки зайчика" -указательный и мизинец, то подняты вверх - ушки зайчика, то опущены вниз – лапки). "Зайчик лапками топ-топ, ушками хлоп-хлоп". А под деревьями растет много грибов
Пальчиковая потешка "Грибы"
1.2.3.4.5
Вышли пальчики гулять. пальцы сжаты в кулак, по очереди
Этот пальчик гриб нашел. разгибать пальцы, начиная с
Этот пальчик чистить стал. большого, загибаем левой рукой
Этот пальчик резал. по очереди все пальцы правой
Этот ел. в соответствии
Ну, а этот лишь глядел. с текстом.
Пошли пальчики обратно домой (Повторяется упражнение "Человечек").
Устали наши пальчики и захотели спать.
Потешка
"Пальчики спят"
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
«Тише, пальчик» не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
(В соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. В конце дети обращаются к большому пальцу, затем разгибают все пальцы).
|
|