Проект подготовил музыкальный руководитель
МКДОУ №6 г. Миньяра Рычков Н.П.
Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять,
развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в
культуру, социальную активность и
поведение. В условиях возрождения России
возникает потребность в теоретической
основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях
семьи и дошкольного образовательного учреждения. В целом проблема освоения ребёнком национальной культуры до
настоящего времени рассматривалось ограниченным кругом исследователей и
преимущественно в аспекте приобщения детей
традициям, русского народа. Можно сказать, что только в недавнее время
проблема приобщения детей к национальной
культуре разных народов стала привлекать более пристальное внимание исследователей.
Таким образом, обращенность образования к
культуре – это поиск путей выхода из
духовного кризиса.
Культура – как
сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений
к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той
или иной нации или социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить
«связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.
Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным
истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры
каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном
обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к
условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Педагогический аспект культуры понимается нами
не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как
приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей
семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных
ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее
погружение в истоки национальной культуры.
Не показное «суеверное», а каждодневное
обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
На протяжении трёх лет мы ведём работу по
приобщению детей к национальным традициям Урала.
Приобщение дошкольников к народным традициям будет
эффективным, если:
-
педагогическая
технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок –
родитель»;
-
дидактическая
модель приобщения к традициям башкирского народа будет реализовываться через
субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную
самостоятельную деятельность;
-
усвоение
знаний о крае и традициях народов, населяющих Урал, у старших дошкольников
рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к
ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
Гипотеза нашего проекта такова:
мы предполагаем, что следующие педагогические условия являются эффективными для
развития интереса к культуре и традициям башкирского народа:
-
создание
развивающей среды;
-
проведение
систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
-
привлечение
к данной теме родителей.
Предмет
исследования
– процесс формирования интереса у детей с культурой и традициями башкирского
народа.
Объект
исследования
– процесс формирования у детей интереса при ознакомлении с культурой и
традициями башкирского народа
База
исследования
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 подготовительная
к школе группа.
На основании выбранного проекта нами были
поставлены цели:
-
приобщение
нового поколения к системе культурных ценностей народов Урала (башкиры);
-
воспитание
толерантного отношения к другому народу.
Задачи:
1.
Развивать
у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной
культуре башкир.
2.
Познакомить
детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный
костюм, национальная кухня).
3.
Обогащать
интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
4.
Формировать
интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное
искусство башкир.
5.
Воспитывать
уважение к культурным традициям других народов.
Принципы реализации проекта:
-
актуальность;
-
системность;
-
доступность;
-
наглядность.
Проект по ознакомлению детей с башкирским
народом мы начали с создания развивающей среды. В книжном уголке имеется
подборка детской литературы и научно популярной по национально-региональному
компоненту: русские, башкирские сказки, легенды, иллюстрации, аудио, видео
записи, фотографии национальных праздников и быта башкирского народа, картотека
национальных подвижных игр, пословиц, поговорок, стихов, загадок. Подготовили презентацию
о традициях и обычаях башкирского народа.
В познавательном уголке оформлены макеты по
сказкам П.П. Бажова и природе Урала.
В учебной зоне представлены иллюстрации костюмов
башкир, русских, плоскостные и объёмные макеты жилища, сделанные руками детей и
взрослых. Имеются куклы в национальных костюмах русского и башкирского народа. На
занятиях по рукоделию дети пробуют вышивать национальные узоры на платочках,
платьицах кукол.
В работе с детьми используем книгу «Детские
народные подвижные игры (под ред. А.В. Кинеман, Т.И. Осокиной). Помимо создания
развивающей среды мы создали перспективный план работы, который включает
следующее:
-
тема
занятия
-
задачи
-
мероприятия
-
работа
с родителями
Например, ознакомление с башкирским жилищем
проходит так (см. перспективный план «Национальная башкирская одежда»).
Итогом нашей работы стало интегрированное
занятие «Наш Урал», состоящее из 2-х частей:
1 часть – познавательная игра «Что? Где? Когда?»
- дети показали свои знания о природе Урала, традициях башкирского народа,
особенностях национального башкирского костюма;
2 часть – башкирский праздник «Науруз». Дети
пели песни, читали стихи народов Урала, играли в национальные соревновательные
игры, танцевали элементы башкирских танцев.
Через совместный поиск решений, предоставления
ребёнку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры другого народа –
повышаем у детей мотивацию к занятиям и
развиваем творческие способности.
Мы очень надеемся, что знания, полученные у нас,
оставят положительный след в душах детей. И в дальнейшей жизни дети будут
толерантно относиться к людям другой национальности.
|