«Логико-математические игры на
занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Консультацию
подготовила воспитатель Ковальчук О.И.
Обучение
математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных
игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала
определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего
развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать
математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум,
расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания
и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой
обстановке.
Используются
логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с
новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы
игр и упражнений.
Дети
очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений.
Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае,
когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное
эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку
интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая
увлекает его.
Из
всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее
применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить
упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов,
чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть
возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических
(количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Логико-математические игры включаются непосредственно в
содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место
этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью,
значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи
формирования представлений. Логико – математические игры уместны и в конце
занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В
формировании у детей математических представлений широко используются
занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью
постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени,
какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они
интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска
ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.
Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и
упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений
с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск
решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением
анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению.
Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную
активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение
к учебной задаче, инициативу.
В
детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического
содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие,
как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди
пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со
стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных
способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими
фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические
представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и
развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры
организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по
собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для
математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы
самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся
у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого
ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Уголок
занимательной математики – это специально отведенное, математически оснащенное
играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно
оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской
мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там
материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую
их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или
совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Организуя
уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр
детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы,
освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил
и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие
варианты для творчества имеются в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный
круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые
более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и
тот, же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для
стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников
необходимо использовать магнитные доски, фланелеграф с наборами фигур, счетных
палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур. Из
многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте
головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического
характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация,
преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В
дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь
наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи –
головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них
фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы
указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться
в результате.
Особое место среди математических
развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов,
животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.
Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части
разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала.
Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на
образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность
по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Из многообразия логико-математических
игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте
являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания
анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или
пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца,
два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут
(стол) .
Назначение загадок и задач – шуток,
занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной
деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические
отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть
использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за
какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая
ситуация. С целью развития
мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это
задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на
поиск закономерностей, чисел, на поиск
недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора
этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число
надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение
логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности
ребят, в оживлении процесса обучения.
Игры на смекалку, головоломки,
занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь,
подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие
предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях
формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность,
наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость,
развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку,
головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ,
догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.
|