Организация музыкально-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста
музыкальный руководитель Рычков Н.П.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны, среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально- дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Особенность этих игр развивать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними. Дети с ранних лет проявляют эмоциональную отзывчивость, если материал доступен и интересен, поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием. Весь процесс обучения надо организован гак, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Методика работы строится на игре. Этому требованию и отвечают музыкально-дидактические игры, которые дают возможность и игровой форме развивать музыкальные способности ребенка. Задачи
Данный материал рассчитан на календарный учебный год, предполагает постепенное и систематичное введение музыкально-дидактических игр и упражнений на занятия в каждый вид музыкальной деятельности (пение, слушание, ритмическую деятельность), а также в самостоятельную деятельность детей. Разработано тематическое планирование на год, подобраны и расписаны музыкально-дидактические игры на развитие основных музыкальных способностей: динамического слуха, тембрового слуха, звуковысотного слуха, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости. Методика овладения детьми играми представляет собой непрерывный и последовательный цикл, включающий четыре этапа: 1) первоначальная ориентировка детей в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическим упражнением на занятиях; 2) овладение детьми способами самостоятельных действий по различению свойств звуков под непосредственным руководством педагога по знакомстве с музыкально –дидактической игрой на занятиях; 3) совершенствование самостоятельных навыков различения звуков в процессе музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности, но под косвенным руководством педагога и одновременно на занятии происходит знакомство детей со следующей игрой. Представлен примерный годовой план работы с родителями, потому что только при комплексном характере решения задач развития музыкальности ребенка, педагогического мастерства, условий, методов воспитания, постоянства и системности осуществляемой работы, пронизывающей все атмосферы жизнедеятельности ребенка, взаимодействия всех специалистов ДОУ и родителей музыкально-дидактическая игра будет выступать эффективным средством развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста. |