Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 12.05.2024, 04:29

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая работа в ДОУ

Проектно-исследовательский метод в формировании начал экологической культуры дошкольника
21.04.2021, 20:53

Проектно-исследовательский метод в формировании начал экологической культуры дошкольника

Сафиуллина Альфия Мухаметхатибовна, воспитатель  

Формирование начал экологической культуры – это становление у детей осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. И задача взрослого помочь открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы, помочь ему накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников считаю, наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

  • Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;
  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Работу по воспитанию экологической культуры строю по трем направлениям:

  1. естественно-научное направление, цель которого – в передаче знаний об окружающем, о природе, развивая экологическую культуру в единении человека и природы;
  2. эмоционально-чувственное развитие детей, цель которого – в развитии чувства прекрасного умения восхищаться окружающим миром, видеть красоту и гармонию природы, выражать свое отношение с помощью поэзии, музыки, художественной литературы;
  3. эколого-валеологическое, цель которого – пробудить в детях чувство единения со всем живым, приобщить детей к здоровому образу жизни, воспитывать привычку заботиться о своем здоровье.

В русле проектной деятельности в экологическом образовании решаю много задач: познавательных, игровых, практических, художественно-эстетических, музыкальных, речевых, театрализованных.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки

Проект – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В организации проектной деятельности мы выделяем следующие этапы:

  1. Целеполагание: педагог помогает детям выбрать и установить посильную для них задачу на определенный отрезок времени.
  2. Диагностико-аналитическая деятельность по данной проблеме.
  3. Разработка проекта: планирование деятельности, сбор информации, подбор материалов, оборудования, обучение навыкам новой деятельности.
  4. Выполнение проекта – реализация практической части проекта.
  5. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В начале работы над любым проектом изучаю саму проблему, тематику проекта, соответствующую дополнительную педагогическую, научно-популярную и нормативно-правовую литературу. Анализирую собственный уровень, уровень родителей готовности к работе с детьми по данной проблеме. Провожу оценку предметно-развивающей среды, как группового помещения, так и дошкольного учреждения в целом.

При составлении плана работы над проектом поддерживаю детскую инициативу. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаем его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. В работе над проектом соблюдаю принцип последовательности и регулярности, создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя, индивидуальный подход, К работе над проектом: подхожу творчески; ориентирую детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

В совместную работу над проектом вовлекаю родителей ненавязчиво, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса нашей группы явились проекты: "Жалобная книга "природы", "Добрая зима", "Новогодняя елка", "осенних примет", "Птицы – наши друзья". Цель проекта "Разведка осенних примет" – узнать, наступила ли осень в природе и в городе. Проект проходил в игровой форме - игра в разведчиков. Проект начался с письма с Заячьей поляны, в котором зайцы просили ребят ответить на вопрос - наступила ли осень и надо ли менять зайцам шубки. Дети решали, как ответить на этот вопрос. Вместе с педагогом составили карту разведки и наметили объекты наблюдения: небо, облака, вода, огород, деревья (рябина, береза), прохожие, птицы. По окончании разведки дети рисовали, делали аппликации, отвечали на письмо зайцев. Проблема была решена, но теперь определилась новая проблема – как доставить письмо в лес.

А в проекте "Жалобная книга "природы" вместе с детьми активно участвовали родители. В группу пришло письмо, где весь лист размазан слезами. Дети решали, кто же прислал письмо, кого же обидели и кто. Вместе с родителями они писали рассказ от имени животного или растения с описанием автора, рисовали. Так появилась у нас "Жалобная книга "природы".

Эта книга подтолкнула детей на новые проекты. Так родился проект "Новогодняя елка". Дети обсуждали, как убедить людей не рубить ели на праздник. В программе проекта проведи конкурс "Новогодний букет", составленный из веток ели, собрали коллекцию "Елочка-елка, зеленая иголка". Дети рисовали плакаты в защиту елок.

Проект "Добрая зима" начался после того, как дети узнали, что не все птицы улетают на юг. Дети решили помочь птицам перезимовать. Вместе с родителями изготавливали кормушки, рисовали плакаты, сочиняли частушки. На ярмарке проходил не только торг, но и зрелищное представление. Костюмы, выставка рисунков "Зимующие птицы", плакаты, звучащие на ярмарке стихи, песни, частушки - все прошло под одним общим призывом: "Пусть будет зима доброй для пернатых".

Главный итог проекта – сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их для птиц возле своего дома.

Одной из разновидностей проекта являются природоохранные акции. Уже в традиции нашей группы вошло проведение акций: "День птиц",
"Елочка – зеленая иголочка", "День воды", "День Земли".

Проектно-исследовательский метод убедил нас, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.

В ходе реализации разработанных проектов у воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься элементарными экологическими проблемами. Дети активны в стремлении заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, но направленными на решении одной конкретной задачи. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развиваются познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике.

Проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает преимущество и эффективность.

Каждый проект – это маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.

Приложение

  Фестиваль   педагогических  идей «Открытый  урок»

Сафиуллина Альфия Мухаметхатибовна Воспитатель МКДОУ   № 6 г. Миньяра

ТЕМА: «Влияние различных факторов (почва, вода, свет)

на рост и  развитие комнатных растений »

Актуальность:

            Мы живем среди растений. Дома и в детском саду нас окружают комнатные растения. Они создают уют и комфорт, а также положительно влияют на наше настроение и самочувствие. Дети учатся ухаживать за ними, поливать, рыхлить почву, вытирать листочки, опрыскивать их.  Комнатные растения  растут и цветут  весной и летом, но когда начинается полярная ночь, что-то с ними происходит. Растения начинают чахнуть, перестают расти.  Очень хочется понять, что происходит с растениями и помочь им.

Гипотеза:

            Чтобы растение хорошо росло нужны почва, вода и  свет       

Авторы:  детский  коллектив  воспитанников старшей  группы  МКДОУ № 6 г. Миньяра

Цели  и   задачи   проекта:

  1. Развитие    у  детей   дошкольного   возраста   экологических  представлений   о комнатных   растениях   как  о  живых  существах,  об   их  потребности  в  почве, в свете, в  воде.
  2. Формирование  практических умений и  навыков  ухода  за  комнатными  растениями, в  проведении   обследовании  объектов.
  3. Формировать  умения  устанавливать  причинно-следственные  связи, доказывать, делать  выводы.
  4. Формировать   осознанно-правильного отношения  к  представителям  растительного  мира.
  5. Вырабатывать  первые  навыки  экологически  грамотного  и   безопасного  поведения  в  быту.
  6. Установить  взаимопонимание  и  взаимопомощь  между  детьми, педагогами, родителями,  общественными  организациями.

Распределение    деятельности по   этапам   исследовательско – творческого  проекта

«Влияние различных  факторов (почва, свет, вода)  на  рост  и  развитие  комнатных  растений».

ЭТАП   1.  Моделирование  ситуации.  Выявление    проблемы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ДЕТЕЙ

Дети  «читают»    письмо  Королевы  Комнатных  Растений, который  просит  помощи  от  имени  комнатных  растений.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА  

1.Сообщает,   что  пришло  письмо  от  королевы  Комнатных  Растений.

2.Помогает   прочитать   письмо   от  Королевы  Комнатных  Растений,  цветы  «заболели»  (листья   пожелтели, свернулись,  земля  засохла  и  т.д.), просят   помощи.  

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   АДМИНИСТРАЦИИ

1.Формирование  нормативно-правовой  базы  для  участия  в  Фестивале

  • Анализ кадрового состава (возраст, образование, квалификация).

2.Аналитическая  деятельность:

  • Анализ контрольно-аналитической деятельности  по проектной  деятельности.
  • Анализ  оказываемых в МДОУ д/с № 58 дополнительных услуг.
  • Оценка  общественных связей МДОУ д/с № 58.

3.Организация  соответствующей  административно-хозяйственной деятельности  для  реализации  проекта.

  • Оснащение необходимым оборудованием (дидактическим, методическим) МДОУ д/с № 58 для выполнения и реализации задач по проекту.

      ЭТАП  2.  Выделение   задач.      

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ДЕТЕЙ

1.Участвуют  в  выявление  проблемы.

2.Посещают   библиотеку,  где  знакомятся  с  книгами   о  комнатных  растениях, цветах.

3.Посещают  Зеленую Гостиную  в  детском  саду.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА  

1.Организует   поисковую  деятельность  детей.

2.Знакомит  с  понятиями:  «дневник  наблюдений  за комнатными  растениями», «комнатные   растения», «свет», «почва»   и  т.д..

3.Знакомит  с  литературой  о  комнатных   растениях.  

4.Организует  экскурсию  в  Зеленую  Гостиную, Полярно-альпийский  ботанический   сад,   ДДЮТ.

5.Разучивает  с  детьми   стихи, песни  о  комнатных  растениях.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   АДМИНИСТРАЦИИ

 Организационно-методическая   помощь  педагогам  по  реализации  проекта.

  • Программное обеспечение образовательного процесса по приоритетному направлению.
  • Создание условий для роста профессионального мастерства МДОУ д/с № 58.
  • Совместная  разработка  методических  материалов  для  проведения исследовательско- творческого  проекта.
  • Совместный  анализ проведения   этапов  проекта.
  • Руководство педагогическим процессом по организации проектной  деятельности (основные формы, традиции).
  • Участие  в  массовых методических мероприятиях (городские, межрайонных, областных, Всероссийских).
  • Корректировка  содержания  проекта.

ЭТАП   3  .Систематизация  информации  о  развитии  комнатных растениях.          

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ДЕТЕЙ

1.Специально  организованное  обучение: занятия (наблюдение  за растениями), изобразительная  деятельность, развитие  речи  (составление  рассказов, сказок  о  комнатных  растениях), классификация  представлений  о  природе (беседы  с  использованием  моделей,  дидактические  игры  на  классификацию)

2.Беседа-диалог

 « Цветы  в  доме».

3.Наблюдают  за  растениями, играют  в  развивающие  игры и  т.д.         

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА  

1.Проводит   беседы   с  детьми   « Комнатные  растения»  и  т.д.

2.Организует   дидактические игры:  «Опиши  растение»,  « Где  растет?», « Найди  такой  же»  и  т.д.

3.Организует  работу  дежурных   в  природе,  опытническую  деятельность,  наблюдения  в природе.

ЭТАП  4.    Продуктивная    деятельность  детей.    

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ДЕТЕЙ

1.Проведение   опытнической  деятельности;

2.Наблюдения  в   центре  экологии;

3.Участвуют  в  посадке, пересадке  комнатных   растениях, выращивают   цветочную рассаду;

4.Уход  за   комнатными  растениями (полив, рыхление,  прополка); 

5.Подкормка  минеральными  удобрениями;

6.Ведут   календари   наблюдений  за  цветами;

7.Работа с  литературой, энциклопедиями

8.Изготавливают  познавательный  журнал  для детей « Хочу  всё  знать».

9. Участвуют в акции « Цветы  в доме».

Рисуют  рисунки  к  выставке  «Цветы  в  доме».

10Создание  коллекций  почв: камни, песок, чернозем, глина.

11.Создание   книги  пословиц  «Наши  друзья – свет, вода, земля»

12. Создание  моделей по  теме: «Растение», «Живое», «Модели  функций  органов  живого»

13.Участие  в  занятие-развлечение «В  гости  к Королеве  Комнатных  Растений»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА

1.Привлекают  родителей  к  разведению  комнатных растений, цветов.

2.Организует  индивидуальную  работу.

3.Организует   выставки,  коллекции.

4.Помогает  в  издании  книги   листовок,  проспектов.

5.Организация  и  проведение  занятия- развлечения «В  гости  к  Королеве  Комнатных  Растений» 

ЭТАП   5.   Заключительный   этап.  Решение  проблемы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ДЕТЕЙ

Итоговая  беседа   «Как  мы  ухаживаем   за  комнатными  растениями ».

Участие  в   межрайонном  Фестивале  опытно-экспериментальных  работ  и  исследований  дошкольников  «Хочу  всё   знать!»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА

Организует  беседу «Как  мы  помогали  растениям ».

Участие   совместно  с  детьми  в  межрайонном  Фестивале  опытно-экспериментальных  работ  и  исследований  дошкольников  «Хочу  всё   знать!»

ЭТАП   6.  Определение перспектив  дальнейшей  работы  по  проекту.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГА  И  АДМИНИСТРАЦИИ. 

  • Оценка  текущего  и  итогового  состояния проекта;

Формулирование  заключения  о  результатах.                                                                                                   

Опыт: 1 

 «У растений  имеется  потребность  в воде».

Взяли  2  одинаковых  растений: одно  из  них  поливали, другое  нет. Обращаем  внимание  детей  на  то, что  одно   комнатное  растение  имеет зеленые  листья, появляются  новые   листья -  оно  растёт  и  развивается.  У  другого  растения:  листья  вянут, сохнут, имеют  бледную  окраску.

Вывод:

Комнатным  растениям

 необходима  вода  для  роста  и  развития

Опыт: 2

 «Нужна  ли  растению  почва?».

Мы взяли  3  горшка:  с  почвой, с  песком  и   водой. Посадили  в  них  комнатные  растения.  Через  некоторое  время  сравнили  их:

  1. В  первом  горшке -  растения  развивается, растёт,  появляются  новые  листья  крупные, сочные, ярко- зеленые.
  2. Во  втором  горшке –   растения  развивается  медленно, оно  выглядит  слабым  и  бледно-зеленым.
  3. В  третьем  горшке -  листья   у   растения  имеют  бледную  окраску, оно имеет  длинные  побеги. 

Вывод:

Растения  лучше  всего  развиваются   в  плодородной   земле,  благодаря  тому,  что  хорошо  пропускают  воду  и  имеются питательные   вещества   для  развития.

Опыт 3:

  «В  темноте  листья  растения  погибают».

            Мы  взяли   1 растение, у  которого  один  листок  растения закрыли фольгой, чтобы  на  него  не  падал  свет.  Через  неделю  убрали  фольгу.  Без  света  лист  стал  желтым. Другие  листья  остались  зелеными. В  листьях  есть  особое  зеленое  вещество, которое  называется  хлорофиллом. Оно  улавливает  солнечную  энергию. Без  света  листья  не  могут  готовить  пищу. Они  становятся  желтыми, и  растение  умирает.

Вывод:

Без  света, в  темноте   растение  погибает

Выводы детей :

  1. Комнатным  растениям  необходима  влага  для  роста  и  развития. 
  2. Растения  лучше  всего  развиваются   в  плодородной   земле,  благодаря  тому,  что  хорошо  пропускают  воду  и  воздух.
  3. Без  света, в  темноте   растение  погибает.

Таким  образом, мы доказали, что для того чтобы  комнатные растения хорошо  росли, нужны: плодородная почва, умеренный полив  и свет.

II этап

АПРЕЛЬ

Опыт:   - «Растениям   нужен  свет».

Мы  утверждаем, что  растениям  нужен  свет. Возьмём  2  горшка. 1 горшок  поставим  рядом  с  окном, второй – в  шкаф. Оба  растения   будем поливать  через  определенные,  и  одинаковые  интервалы  времени, количеством  воды. Через  неделю  посмотрим,  какое  растение  выросло  лучше.  

МАЙ

Опыт:   - «Нужна  ли  растению  почва?».

Мы  утверждаем, что   растениям  нужна  почва.  Для  доказательства  этого  утверждения  возьмем  3  горшка:  с  почвой, с  песком  и   водой. Посадим  в  них  комнатные  растения.  Через  некоторое  время  сравниваем  их:

ИЮНЬ

Опыт:   - «Где растение растет лучше в комнате или на улице?».

Возьмем два растения  одно посадим на клумбе (на улице), другое – в комнате.

Категория: Методическая работа в ДОУ | Добавил: mdou6
Просмотров: 76 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО
  • «Обл. центр информационного и материально-технического обеспечения ОУ на территории Челяб. обл.»
  • сайт Министерства образования и науки Челяб. обл.
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • «сайт МОиН РФ »
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • uo-asha

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz