В воспитании подрастающего поколения немаловажную роль играет общение ребенка с живой природой. Одним из самых доступных в общении, мы считаем, являются птицы.
С точки зрения экологии очень важно на примере птиц показать связи живых организмов с окружающей средой; выяснить, как тот или иной организм приспосабливается к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности; сформировать у ребенка понимание зависимости жизни птицы от их собственных действий.
При правильно организованной работе общение с птицами может способствовать формированию грамотного поведения детей в природе. С самого раннего возраста мы знакомим детей с обитателями уголка. Чаще всего малыши трудно отрываются от дома и от самых близких людей. Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой игрушки, но и другим способом: например, в окно понаблюдать за птицами.
Очень важно, чтобы ребенок понял, что перед ним живое существо, и нужно сопереживать ему. Скажешь ребенку: «Посмотри, какая маленькая птичка, а ты у нас совсем большой!»; предложишь покормить птицу, и ребенок забывает обо всем, с интересом смотрит, как птица ест, прыгает с ветки на ветку.
Малышей знакомим вначале с изображение птиц на картинке, рассказываем об их внешнем облике, а затем вносим живой объект. И мы знакомимся с птицей поближе. В конце наблюдений применяем игровой прием, предложив детям показать, как летают птички. При повторном наблюдении обращаем внимание детей на то, как птичка прыгает, как поет. Используем потешки, песенки о птицах. Наблюдаем и в природе, на прогулке. После нескольких наблюдений дети научатся узнавать птицу. Во время прогулок не всегда удается хорошо рассмотреть внешний вид птиц. Для уточнения представлений о внешнем виде рассматриваем живую птицу на занятиях в кабинете. Широко используем аудиозаписи с голосами птиц. Проводятся игры типа «Отгадай, чей голос прозвучал». Например, для сравнения детям дается голос домашней птицы (петуха) и воробья. Широко используются потешки, загадки, стихи.
|