Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 15.07.2025, 10:42

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развиваем математическое мышление: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша.

Рано или поздно, но все родители сталкиваются с необходимостью научить своего ребенка считать. Обычно это довольно легко, особенно если происходит во время игры или "по пути". Многие считают ступеньки, яблоки и т.д. Следующий этап - соотносить цифры и количество, этот этап тоже проходит более менее гладко, ребенок в конце концов просто запоминает цифры. Кто-то раньше, а кто-то позже. Однако очень часто в результате всех этих действий так и не приходит понимание не только "количества", но и других (подчас простейших) математических понятий. В школе, особенно в более старших классах, такой ребенок столкнется с проблемами в понимании вещей более сложных чем счет, сложение и вычитание. И так и не полюбит математику, потому что не поймет ее.

Первое с чего стоит начинать изучение математики вообще, вовсе не счет, и совсем не цифры. Последние вообще не имеют смысла для ребенка трех лет. Это абстракция. Сначала ребенок должен усвоить такие понятия как "больше-меньше", "длиннее-короче", "на сколько больше-меньше", "каждый", "любой", "какой-нибудь", "правое и левое" (особенно перед зеркалом) и другие подобные понятия. Это тоже абстракция, но абстракция более важная. Потому что она учит думать, рассуждать, является основой всего. Отсюда и состав числа, и счет и прочее, прочее.
Но как же это все изучать? Конечно, в процессе игры. А еще очень важно иметь правильные пособия. К таким правильным математическим пособиям я отношу блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. К ним продают альбомы, но, увы, интерес к ним угасает очень быстро. Складывать одни и те же картинки детям надоедает (как я их понимаю!), а больше ничего родители придумать, к сожалению, не могут.

А тем не менее:

- блоки Дьенеша учат правильно сравнивать, обобщать, классифицировать, что несомненно развивает интеллектуально. Эти блоки незаменимы для детей 2-4 лет.
- палочки Кюизенера подводят ребенка к счету, составу числа, дробям, счету десятками, помимо всего прочего. Они для детей от 3-х лет.

Пара слов о палочках.

Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство".

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Варианты игр с палочками для детей 2-4 лет:

- сенсорное восприятие цвета и размера: классифицируем, используем в играх, строим из палочек и конструируем.

- сравнение по длине, цвету, развиваем глазомер: простейшее и классическое задание - строить лесенку.

- измерения: использование палочек как эталона для измерения предметов.

Для детей от 3-х лет:

- работа с соотношениями и условиями: игры типа "найди палочки, длиннее синей", "построй дорожку, чтобы все палочки были двух цветов, но не пересекались", "построй дом, чтобы все стены были разных цветов" и т.д.
- работа с числами: найди розовую палочку, какое это число. Строить лесенку, считать ступеньки. Каждая ступенька - это число. Оно на один больше предыдущего.
- состав чисел: каждую палочку выкладывать сначала единицами, потом другими числами. Вопрос на первом этапе - сколько единиц в тройке. То же самое с дробями.

Обычно дети не хотят заниматься подобным образом (есть исключения), поэтому все вышеизложенное лучше подавать в форме интересной интерактивной истории. Проще сказать, рассказывайте ребенку сказки!

Простейшая сказка, которую можно рассказать детям двух лет с использованием палочек, это "Теремок".

Вы замечали, что герои появляются в сказке строго от меньшего к большему. Выстройте теремок из палочек, подберите героев и расскажите сказку, используя палочки. Такая сказка, рассказанная с использованием этого пособия, выполняет сразу две задачи:
- развивает ассоциативное мышление, ведь мы играем с предметами-заместителями;
- учим сравнивать "больше-меньше", складываем "лесенку".

В сказке «Три поросенка» все поросятки одинаковые, розовенькие. Предложите ребенку найти три одинаковые розовые палочки и выбрать волка. Далее можно строить домики для каждого из поросят, а волк пусть их «сдувает». Аналогично обыгрывается сказка «Волк и семеро козлят». Козлятки маленькие, беленькие и одинаковые. И их семеро. Тренируем счет.

В сказке «Красная шапочка» мы сталкиваемся с понятиями «длинный-короткий». Но сначала предложите ребенку выбрать главных героев. Красной шапочкой может быть красная палочка, а волком – черная. Очень хорошо выкладывать дорожки из палочек.

Для волка из коротких палочек, для девочки из длинных.

Очень интересно обыграть сказку «Очень голодная гусеница». Сначала гусеница была маленькая, потом она ела-ела и стала большой. Каждая следующая съеденная палочка (в нашем случае белые палочки) будет прибавлять длины нашей гусенице. И гусеница станет большой. Далее можно предложить ребенку найти подходящую по длине палочку-гусеницу.

Гусеница превратилась в прекрасную бабочку. Давайте сложим ее из палочек и заодно познакомимся с симметрией. Мама может выложить одно крыло, малыш – другое.

Можно еще вспомнить о сказках "Теремок", "Три медведя", "Три котенка" и т.д.

Играйте и занимайтесь с удовольствием!

Категория: Мои статьи | Добавил: mdou6 (15.11.2018)
Просмотров: 231 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО
  • «Обл. центр информационного и материально-технического обеспечения ОУ на территории Челяб. обл.»
  • сайт Министерства образования и науки Челяб. обл.
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • «сайт МОиН РФ »
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • uo-asha

  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz