Задаете
ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
- Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?
...Хотим
обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не
истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок
соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по
этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или
"нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко,
никогда".
У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой
информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство -
тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность
ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.
Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять
"пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться.
И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают
потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту,
которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.
Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических,
обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные
игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной
учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер
определенной игры.
Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой
песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе
это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же
постылых домашний заданий.
То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку -
тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием
этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый,
яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.
Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и
закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причем, что важно,
удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими
активно пользоваться и их применять в реальной жизни.
И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в
реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет).
Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а
постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его
эти полезные знания получать.
Еще одно условие успешного обучения - так называемое "обучение с конечной
стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот
процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое
блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом
- помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол,
потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать…
Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса,
как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя
результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру,
вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать
подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы
школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность сразу
почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как
показывает практика, наиболее успешные результаты.
И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих
до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно
говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей -
эту пытливость поддерживать, а не подавлять.
| |