
АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
На протяжении двух лет наш детский сад «Золотой ключик» работает по проблеме дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. Началось все с прочтения книги «Мальчики и девочки. Два разных мира» Т. П. Хризман, В. Д. Еремеевой. Обсуждая прочитанное, мы пришли к выводу, что современная система воспитания не отводит места полоро - левому воспитанию детей дошкольного возраста. А ведь психика, физиология, поведение и другие личностные характеристики мальчиков и девочек различны на некоторых этапах развития. Мы продолжили изучение литературных источников, провели семинары, консультации. Обобщив изученный материал, мы попытались представить его в виде сравнительной таблицы (см. с. 23). Данный анализ доказал, что в воспитании, обучении и при общении с мальчиками и девочками необходимы разные подходы. Кроме того, на основе изученной литературы была выделена такая возрастная особенность детей старшею дошкольного возраста: к пяти годам у детей возникает потребность признания другими своей деятельности, компетентности, ребенок хочет показать окружающим, ЧТО он умеет. Мы предположили, что таким требованиям отвечают невольно забытые виды деятельности: для мальчиков это работа с деревом. для девочек - - занятие рукоделием.' В результате мы организовали такие занятия с детьми старшей группы. Эти занятия носили факультативный харак- и были построены на принципах партнерской деятельности взрослого и детей. Встречи с детьми проводились один раз в неделю во второй половине дня продолжительностью не более 25 минут. Мальчикам предлагалось осуществлять сборку различных предметов (мебельный гарнитур для кукол, санки для кукол, лопатки для уборки снега, игрушка — танк и т. д.) из подготовленных заранее деталей с помощью шурупов и отверток. Отвертки были подобраны индивидуально для каждого ребенка. Данную работу можно сравнить со сборкой предметов из конструктора, только собираемые предметы из дерева не подлежали разборке, а предназначались для использования детьми в повседневной жизни. Девочкам было предложено заниматься вязанием крючком. Этот вид рукоделия достаточно прост и доступен уже детям старшего дошкольного возраста. Девочки быстро научились вязать цепочки из воздушных петель, а потом стали выполнять разные изделия из цепочек (закладки для книг, поясок и сумочки для кукол и т. д.). На занятия приглашались родители, которые оказывали детям необходимую помощь. Некоюрые мамы признались, что пришли для того, чтобы самим научиться вязать. Видя заинтересованность родителей, дети с еще большим усилием приступали к работе. Данные виды этой вполне «взрослой» деятельности позволили детям увидеть значимость изготовленных предметов для окружающих взрослых и сверстников. Ребенок постепенно утверждается в своих силах, у него повышается самооценка, да и восприятие и ожидание оценки взрослого перестает быть таким обостренным. Дети становятся более настойчивыми в достижении результата, и их действия приобретают более уверенный характер. Кроме того, мальчики убеждаются в своей «мужской» силе, а девочки — в «женский» умелости. Видя результаты своего труда, используя их в играх, дети становятся более уверенными, гордятся своим трудом. Очень важно, что дети занимаются раздельно. Создаются своеобразные микрогруппы единомышленников, объединенные одной целью, деятельностью, идеей. Мальчики убеждаются в том, что даже сейчас, пока они не выросли такими, как папа, они могут делать то, чего не могут делать девочки. А девочки, в свою очередь, убеждаются в том, что они способны выполнять «женскую» работу, которая мальчишкам не под силу. Дети всегда с нетерпением ожидают этих занятий. Кроме занятий по интересам проводятся тематические развлечения для мальчиков и девочек. Предлагаем вам сценарий одного из них.