
«Ознакомление детей с традициями и обычаями
башкирского народа» | |
Проект подготовил музыкальный руководитель МКДОУ №6 г. Миньяра Рычков Н.П.
Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. В целом проблема освоения ребёнком национальной культуры до настоящего времени рассматривалось ограниченным кругом исследователей и преимущественно в аспекте приобщения детей традициям, русского народа. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к национальной культуре разных народов стала привлекать более пристальное внимание исследователей. Таким образом, обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса. Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе. Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «суеверное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания. На протяжении трёх лет мы ведём работу по приобщению детей к национальным традициям Урала. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если: - педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель»; - дидактическая модель приобщения к традициям башкирского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность; - усвоение знаний о крае и традициях народов, населяющих Урал, у старших дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности. Гипотеза нашего проекта такова: мы предполагаем, что следующие педагогические условия являются эффективными для развития интереса к культуре и традициям башкирского народа: - создание развивающей среды; - проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала; - привлечение к данной теме родителей. Предмет исследования – процесс формирования интереса у детей с культурой и традициями башкирского народа. Объект исследования – процесс формирования у детей интереса при ознакомлении с культурой и традициями башкирского народа База исследования МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 подготовительная к школе группа. На основании выбранного проекта нами были поставлены цели: - приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народов Урала (башкиры); - воспитание толерантного отношения к другому народу. Задачи: 1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир. 2. Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня). 3. Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка. 4. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир. 5. Воспитывать уважение к культурным традициям других народов. Принципы реализации проекта: - актуальность; - системность; - доступность; - наглядность. Проект по ознакомлению детей с башкирским народом мы начали с создания развивающей среды. В книжном уголке имеется подборка детской литературы и научно популярной по национально-региональному компоненту: русские, башкирские сказки, легенды, иллюстрации, аудио, видео записи, фотографии национальных праздников и быта башкирского народа, картотека национальных подвижных игр, пословиц, поговорок, стихов, загадок. Подготовили презентацию о традициях и обычаях башкирского народа. В познавательном уголке оформлены макеты по сказкам П.П. Бажова и природе Урала. В учебной зоне представлены иллюстрации костюмов
башкир, русских, плоскостные и объёмные макеты жилища, сделанные руками детей и
взрослых. Имеются куклы в национальных костюмах русского и башкирского народа. На
занятиях по рукоделию дети пробуют вышивать национальные узоры на платочках,
платьицах кукол. ![]() В работе с детьми используем книгу «Детские народные подвижные игры (под ред. А.В. Кинеман, Т.И. Осокиной). Помимо создания развивающей среды мы создали перспективный план работы, который включает следующее: - тема занятия - задачи - мероприятия - работа с родителями Например, ознакомление с башкирским жилищем проходит так (см. перспективный план «Национальная башкирская одежда»). ![]() Итогом нашей работы стало интегрированное занятие «Наш Урал», состоящее из 2-х частей: 1 часть – познавательная игра «Что? Где? Когда?» - дети показали свои знания о природе Урала, традициях башкирского народа, особенностях национального башкирского костюма; 2 часть – башкирский праздник «Науруз». Дети пели песни, читали стихи народов Урала, играли в национальные соревновательные игры, танцевали элементы башкирских танцев. Через совместный поиск решений, предоставления ребёнку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры другого народа – повышаем у детей мотивацию к занятиям и развиваем творческие способности. Мы очень надеемся, что знания, полученные у нас, оставят положительный след в душах детей. И в дальнейшей жизни дети будут толерантно относиться к людям другой национальности. | |