Родителей всегда волнует вопрос, как
обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к
школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием
речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень
развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты
память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто
испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это
сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо
развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость
коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие
мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к
возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в
школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для
овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и
практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным
заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу
две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное
развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем
поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Основные виды развития мелкой моторики рук Пальчиковая гимнастика. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игра "Моя семья". Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Игра "Лошадки" | |
Графические
упражнения Задание
"Дорисуй картинку"
Использован материал книги
"Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать" Гаврина
С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. | |