Особенности развития речи детей дошкольного возраста Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Для нормального становления речевой деятельности необходимы: - определённая степень зрелости различных структур головного мозга; - координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; - развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций; - формирование потребности в общении. Нормой считается: 4 года - словарный запас 2000 слов, предложенная из 5-6 слов, сопровождение речи игрой; 5 лет - полное усвоение необходимого словаря, высказывания, напоминающие короткий рассказ, любознательность, большое количество вопросов, появление синонимов, антонимов, чёткое произнесение всех звуков; 6 лет - овладение значением производных слов, критическое отношение к своей речи; 7 лет - язык становится предметом изучения, устанавливает причинно-следственные связи, готовность к обучению письменной речи: чтению и письму. У вас есть основания для беспокойства за речь ребёнка, если: - ограничен бытовой словарь; - ребёнок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом (овощи, фрукты и т.д.); - затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним; - не активен в речевом общении; - неправильно произносит звуки - искажает слоговую структуру слова - не может связно рассказать о происходящих событиях. Обратитесь за консультацией к воспитателю и логопеду. Мы вместе сможем решить проблемы в речевом развитии вашего ребёнка. |
|
В стране слов-близнецов. Работа над омографами и омофонами. Материал подготовила ст. воспитатель МКДОУ №6 города Миньяра Галимова Р.А. Работа над этой сложной темой предполагает, что понятие «ударение» вводится уже в старшей группе: понять смысл слов-омографов можно лишь, опираясь на ударение: орган – орган, казаки – казаки, бегом- бегом и т.д. В старшей группе внимание детей обращается на то, что в слове один гласный звук произносится с большей силой и громкостью, чем остальные (взрослый показывает это на примере, ребенок повторяет и старается голосом выделить ударный слог по подражанию). Кроме того, воспитатель показывает ритмическую структуру слова с помощью хлопков (на ударном слоге делаются более громкий хлопок и небольшая пауза). В подготовительной к школе группе понятие «ударение» в словах – омографах закрепляется еще и визуально в схеме слов, а затем и при записи самих слов: замок – замок. Сказки и всевозможные игровые приемы так же помогают детям понять эту трудную тему. Сказка «Как дождик стал ударением». Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развернутом виде. Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова – близнецы пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Например, лук - лук от стрелы и лук, который в огороде едят и т.д. ключ, ирис, плитка. Вдруг в небе появилась темная тучка и пошел дождь. Был он непродолжительный и редкий, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие черточки: как будто, капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Черточку эту с тех пор и стали называть ударением. Очень кстати появилось оно над словами. Ведь теперь некоторые из них стали различать по ударению: атлас – атлас, козлы – козлы, белки – белки, ирис – ирис, хлопок – хлопок и т.д. Ударный гласных с тех пор выделяют в словах голосом (он произносится громче и дольше остальных звуков в слове). Слог с таким гласным называют ударным. Вот так дождик помог словам, сам того не ведая! Найдите слова – близнецы в этих стихотворениях. Рысь идет на мелких лапах, Рысь добычи чует запах. Швея стачала юбку в швах, А сзади сделала запах. На ветку дуба сели белки, Устроив в роще посиделки. Большое значение в коррекционной работе с детьми отводится играм со словам (ведь игра – основная форма деятельности дошкольника). Игра с мячом «Волшебное превращение слова» Перед началом игры педагог говорит: «Мы еще не волшебники, а только учимся, но уже многое умеем. Вот и сейчас попробуем изменить слово так, чтобы в них появился нужный нам звук. В этом нам поможет волшебный мячик». Описание игры. Педагог произносит слово, в котором нет отрабатываемого звука, и бросает мяч ребенку. Тот должен подобрать – в соответствии с заданием – слово с нужным звуком, произнести его и вернуть мяч педагогу. Со звуком «к». 1. уменьшительно-ласкательные формы слов. Скажем ласково – и вот Звук «к» в слово и придет! Существительные. Нос – носик, стол – столик и т.д. Прилагательные. Синий – синенький, белый – беленький. Наречия. Мало – маленько, быстро – быстренько. 2. Детеныши. У любящих мам есть, конечно, ребенок; У доброй слонихи – милый слоненок, У серой зайчихи – пушистый зайчонок, У храброй тигрицы – игривый тигренок. Часто теряются дети в пути – Мамам поможем деток найти! Лосиха – лосенок, ежиха – ежонок и т.д. 3. Жительница стран и городов. Что за женщины живут в странах? Как же их зовут? Во Франции – француженки, в Италии – итальянки и т.д. Если дама парижанка, то, конечно, горожанка; Париж – парижанка и т.д. 4. Профессии. У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда? Чем мне заниматься? Плавает на кораблях – моряк. Рыбачит = рыбак и т.д. 5. Занятия, увлечения. Профессий и занятий очень много. А ты какую выберешь дорогу? Собирает грибы – грибник, стреляет – стрелок и т.д. 6. Он – она (профессии, занятия). Артист – артистка, пианист – пианистка и т.д. Эта игра доступна детям 4–7 лет. Её можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия как по звукопроизношению, так и по развитию речи. Успешно используются она и в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков к, х, с, с, ц, ш, ж, ч, ш, л, л, р, р, и. Шеф – повар просит нас; «Сынки! Для торта сбили бы белки!» Лечим кошке оба уха: Боялись, что лишится слуха. У кока легкая рука: Из щук отличная уха! Распахали сотню соток, Посадили в поле хлопок. У хлопушки с ниткой бок: Дернул нитку и – хлопок!
И т.д. материал в журнале Д/в за 2001год в г 1 с. 32, Д/в за 2002 год в – 5 с. 44 Игры с мячом «Что скачет в слове?» Я скачу, скачу, скачу, И ударю, где хочу! В речи многое я значу, Облегчаю вам задачу. Слово трудное понять, Его верно применять. В слове замок я в начале. И в конце меня встречали, Только в слове уж замок В этом мячик нам помог. Скачем мы теперь вдвоем, - Очень весело живем! Игра «Ударение перепрыгивает в последний слог». Описание игры. Взрослый бросает мяч и говорит слово, в котором ударный слог первый. Ребенок должен поймать мяч, произнести слово, переместить ударение на последний слог, и объяснить значение нового слова. Запах – запах, хлопок – хлопок, орган – орган, полки – полки, мука – мука, кружки – кружки и т.д. Игра «Ударение перепрыгивает в первый слог» Проводится аналогично первого, только взрослый произносит слово с ударением на последний слог – а ребенок – слово, в котором ударный слог первый. Дидактическая игра «Где прячется ударение?» Игра проводится на фронтальных и подгрупповых занятиях по обучению грамоте. Описание игры. Детям раздаются карточки с парными картинками: белки – белки, стрелки – стрелки, вилки – вилки, замок – замок, ирис – ирис, строчки – строчки, полки – полки, кружки – кружки, рожки – рожки, пушки – пушки (коты). Под каждой картинкой – слоговая схема:_____I_____ Ребенок должен поставить ударение над соответствующим слогом: или. Дети составляют предложение с каждым словом. Взрослый обращает внимание детей на то, что с изменением ударения слово приобретает новое значение. Поможем Буратино заговорить. (из опыта работы). Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. При постановке звуков важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая заставляет работать все мышцы, участвующие в процессе звукообразования, делает их более подвижными и послушными. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить как в речевых, так и в обычных группах, т.к. у многих детей наблюдаются нечеткое «смазанное» звукопроизношение, скованная артикуляция, плохая переключаемость с одного звука на другой.
|