Обеспечение образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально – техническое оснащение. | ||||||||||||||||||||
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области Программа экологического образования детей «Мы» Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок, Т.А. Виноградовой, Т.А. Марковой Программа входит в традиционную серию «Библиотеки программы «Детство». Может рассматриваться как парциальная программа, если в учреждении используется комплексная программа, не имеющая экологического компонента. Дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство». Цель программы – развитие у дошкольников начал экологической культуры. Программа основана на концепции экологического образования детей, разработанной кандидатом педагогических наук Н.Н. Кондратьевой. Рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категории «Мы», т.е. единства. Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения. Мы – это выражение нашего родства и гуманного способа совместного проживания. Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней; те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к ней. Мы – это коллектив единомышленников: ученых, методистов, воспитателей, родителей, осуществляющих экологическое образование детей с использованием отечественного и зарубежного педагогического опыта. При отборе содержания программы авторы придерживались принципа научности. В основу программы «Мы» положена программа знаний о живом организме, разработанная Н. Н. Кондратьевой. Представленные в программе «Мы» разделы взаимосвязаны и иерархически выстроены. Программа состоит из трех разделов: «Живые... Какие мы?», «Как живые приспосабливаются к среде», «Мы нужны друг другу на Земле». В программе последовательно раскрываются сущность живого организма и его взаимодействия со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нем усложняются: пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. Поэтому авторы рекомендуют осваивать программу именно с первого раздела, не нарушая логики ее развития. Формирование экологической воспитанности дошкольника по программе «Мы» предполагает решение следующих задач: • развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в природе; • формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; • накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой. Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями: • готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей; • личностно ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы; • постоянным общением детей с природой ближайшего окружения; • построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении; • активным участием родителей в воспитательном процессе; • установлением педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования. При реализации программы особое внимание может быть уделено накоплению у детей эмоционально положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе и т.д. Методические рекомендации к работе по программе включают в себя: • организацию педагогического процесса; • методику диагностики; • конспекты занятий. Программа содержит также раздел «Слушаем, читаем, рассматриваем книжки о природе», где даются перечень литературы, рассказы, сказки, пословицы и поговорки о природе. Последний раздел («В помощь педагогу») включает необходимый материал для реализации программы педагогом. В настоящее время программа внедряется в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской области, в регионах Севера и Центральной России.
Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой Аннотация на программу «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С. Н. Николаева)
Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – двум взаимосвязанным частям программы: формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры взрослых. Программа «Юный эколог» включает в себя: Концептуальный научно-обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников; экологически обоснованный подход к построению, содержанию и методов обучения, отбор формы работы, как детском саду, так и в семье; подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми); технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах. Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой методов ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме того, программа строилась с учетом результатов исследования ученых в области детской психологии и педагогики. Важнейшими стали следующие положения: старшие дошкольники усваивать систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов); морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают при демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы; при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта); старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта; средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных). Вся программа состоит из пяти разделов. Первый и второй разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий прослеживает их роль в процессе роста растений и животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый показывает разные формы взаимодействия с природой.
|