Консультация подготовлена воспитателем первой квалификационной категории Пашковой Т.И
Теорией и практикой дошкольной педагогики уже доказано, что
художественное воспитание и развитие ребенка успешно осуществляется путем
обучения. Обучение — это экономная и эффективная деятельность. Н, а мы
поговорим о формировании продуктивного творчества, которое можно рассматривать
как другую важную сторону
художественного воспитания.
Говоря
о правомерности существования обоих видов деятельности, Б. Теплое отмечал
(1947), что чисто учебная работа должна иметь место в художественном
воспитании. Количественно она может даже преобладать над собственно
«творческой», но она не должна быть единственным видом работы, в особенности на
первых ступенях художественного воспитания, когда закладываются основы
отношения к искусству. Всякую активную творческую деятельность следует рассматривать
как «умение», требующее определенного усвоения, что относится и
к развитию восприятия.
Рассмотрим
сначала вопросы обучения как средство художественного воспитания и
развития.
Художественный
опыт человека сложился в процессе общественной практики. Постепенно, прислушиваясь к
интонациям человеческой речи, звучанию природных явлений, присматриваясь к
формам, цвету предметов, человек осваивал их не только практически, но и
эстетически. В настоящее время сложился целый фонд художественных произведений,
отвечающих воспитательно-образовательным целям. Есть определенные эталоны, на
которые ребенок при помощи взрослого ориентируется в своих действиях.
Простейшая исполнительская практика детей и приобретенные навыки восприятия
подготавливают их к некоторым первоначальным обобщениям. Возникает реальная
возможность выделить и обосновать образовательные сведения, которые ребенок может
и должен усвоить. Определяется необходимый объем знаний, умений, навыков,
который используется детьми в целях художественного образного воплощения в
рисунке, танце, игре-драматизации и т. д. А. Усова, разработавшая теорию
дошкольной дидактики, отмечала, что существуют различные связи между обучением
и развитием. В зависимости от принципиального подхода к этому вопросу
определяется и практика обучения. Одни рассматривают обучение лишь как вспомогательный
элемент в процессе развития ребенка. Другие считают, что оно способно
констатировать имеющийся уровень развития детей. И наконец, третьи утверждают,
что обучение управляет развитием. Эта точка зрения принимается и нами как
исходная при определении характера дошкольной дидактики.
Обучение
является отнюдь не механической передачей знаний и умений детям. Это
двусторонний процесс. Передавая всем детям определенные знания, навыки, педагог
никогда не забывает, что художественные возможности детей строго
дифференцированы. Важно создать оптимальные условия для каждого ребенка,
воспитывающегося в коллективе. Заботясь о качестве педагогических методов и
приемов, следует всегда учитывать реакцию детей на процесс обучения. О результатах
художественного обучения можно судить не только по тому, что ребенок правильно
и выразительно спел, нарисовал, прочитал стихотворение, но и по тому, возник
ли у него интерес к этому занятию, готов ли он к самостоятельной деятельности,
ощущает ли недочеты своего исполнения, способен ли преодолевать их.
Активизация
обучения идет в следующих направлениях. Прежде всего важное значение придается
формированию эстетического отношения детей к произведениям искусства.
Эстетические переживания влияют на моральный облик, обогащают духовный мир.
Одной из самых трудных, но важных задач вместе с обучением технике танца, пения
и рисунка является обеспечение эмоционального отношения детей к своей
художественной практике. Обучение само по себе не противоречит эстетическим
переживаниям детей.
Не
менее важной задачей является образное познание действительности, которое
приближает ребенка к реалистическому характеру отражения своих переживаний в
рисунках, игре-драматизации, пении. Например, дети 2 лет воспроизводят краской
крупные и мелкие пятна. Крупные пятна они трактуют как следы медведей, а мелкие
воспринимают как следы зайчиков. Эти ассоциативные образы неустойчивы, они
придают рисунку детей реалистический характер.
Формирование
художественного восприятия, направленного на вслушивание в звуки певческой и
поэтической речи, на самостоятельное обследование предметов, их форм, на
различение их свойств, также активизирует обучение. Здесь происходит развитие
художественно-сенсорных способностей. Так, в процессе обучения рисованию дети
смешивают цвета, комбинируя их в привлекательные сочетания. Они отмечают
форму предмета, сопоставляют ее с наиболее подходящей геометрической фигурой,
варьируют ее при изменении пропорций и положений. Все это приводит к более
правильному, выразительному изображению, к возникновению художественного
образа. Творческое воображение помогает ребенку многое менять под влиянием
возникающего у него замысла.
Внешнее
педагогическое воздействие находится в тесных, динамичных взаимосвязях с
процессом обучения. Складывающиеся интересы, способности выступают уже как
предпосылки к возникновению творчества. Здесь возникает такой вопрос: если
обучение ведет к развитию творческих способностей, то нужно ли в этом случае
стимулировать собственно художественно-творческую деятельность детей? На этот
вопрос следует дать положительный ответ, ибо творчество предоставляет
детям новые возможности для
развития.
Рассмотрим
же пути формирования художественного творчества. Они весьма своеобразны и
лишены той обычной выстроенности, которая характерна для процесса обучения.
Особенно сильно проявляется здесь вариативность педагогических условий,
выдвигающая перед ребенком новые условия. Особое значение придается тут и
индивидуальному подходу к детям.
Процесс
творчества у мастеров искусства, как уже говорилось, складывается из нескольких
этапов. Можно предположить, что возникновение творческого начала в детской
художественной практике также носит поэтапный характер. Перейдем к
рассмотрению этих этапов и к характеристике педагогической деятельности.
На
первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений,
которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отражение
жизненных впечатлений в рисунке и сказке, в песне и игре-инсценировке, то его
надо учить прежде всего образному видению окружающего. Под этим последним мы
понимаем восприятие, приобретающее эстетическую окраску. Здесь важно ясно
представить себе, что же именно выступает перед ребенком в качестве объекта
воплощения, каковы характер и направленность его восприятия.
В
детском саду ребенка знакомят с достаточно широким кругом общественных и
природных явлений. Это расценивается как источник «питания» творчества. Но в
данном случае наши задачи более ограничены. При отборе наблюдаемых объектов
исходят из реальной возможности отражения их в рисунках, сказках и песнях, из
уровня владения детьми различного возраста изобразительно-выразительными
средствами. Например, в исследовании Т. Казаковой были выдвинуты задачи
развития пространственно-двигательного, цвето-светового и линейно-графического
образов. В первом случае вызывались ассоциации с такими явлениями, как длинная
дорожка, по которой идут ножки (цветовые пятна — «шаги» на полоске), капающие
сосульки, падающий снег. При решении задач цвето-светового образа наблюдались
огоньки в окнах домов, цветные игрушки на елке (аппликации «домов» делал
педагог, «огоньки» рисовали дети). В таком же плане формировался и
линейно-графический образ. Конечно, наблюдения следует вести не перед самим
рисованием, сочинением сказок и т. п. Они набираются «впрок» в опыте восприятия
ребенка. Но педагог всегда предусматривает свои задачи, возбуждая ассоциации с
жизненными явлениями.
Образное
видение понимается широко, шире, чем зрительное видение. В детских сочинениях
возникает измененная воображением картина. Поэтому и восприятие должно
отличаться определенными качествами. Прежде всего оно должно быть целостным,
ребенок должен рассматривать явление не изолированно, но в его многосторонних
связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами
и явлениями.
Предполагается
также не только целостный, но и дифференцированный подход. Для наблюдения
выделяются отдельные качества (цвет, формы, звуки). Одновременно в
импровизациях детей становится возможным обратить их внимание на выразительность
художественных средств. Ребенок начинает понимать, что различные явления можно
выразить, лишь меняя характер мелодических интонаций, сочетание красок в рисунке,
ритма в стихах, в декоративных изделиях. Способность образного воплощения
жизненных впечатлений имеет существенное значение для детского творчества. Вряд
ли надо доказывать, что содержание рисунков, музыкальные игры, рассказы,
сказки, игры-драматизации строятся на основе целостного восприятия жизненных
явлений, а также дифференциации их свойств и качеств.
Наблюдения
детей могут помочь развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они
увидели, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы. Воспринимая
это, дети способны уже выискивать желаемые изменения, видеть художественные
качества предметов. В процессе своих наблюдений дети не только «созерцают»
окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования. Именно на это же и
должен направлять их воспитатель.
Эти
особенности детского восприятия имеют важное значение для последующего
успешного развития их творчества. Они тесно связаны с социальными и
национальными представлениями. Организуя наблюдения детей, воспитатель
устанавливает соотношения между общественным окружением и национальными
традициями, которые находят выражение в искусстве и эстетике быта, в
памятниках старины и трудовом укладе. Так, жизнь в ее разнообразии служит
источником творчества детей, которое, в свою очередь, знакомит нас с их замыслами
и представлениями.
В
деле обогащения восприятия детей особую роль играет искусство, Прежде всего
оно выступает как яркое, запоминающееся явление, побуждающее ребенка к
сопереживанию. Помимо общих требований к искусству (активно формирующему
чувства и мысли детей) в наших исследованиях установлены критерии отбора произведений
со специальных, более конкретных позиций. Так, при формировании детского
творчества используется русский песенно-игровой фольклор. Он характеризуется
коллективностью и синтетичностью действий (слово, мелодия, движения слиты
вместе), импровизационностью. Действенность литературного текста, сказочность
образов, присущая им юмористичность, напевность, выразительный ритм речи,
форма запева-припева — все это побуждает детей к инсценированию, внесению
творческих элементов в процесс исполнения.
Таким
образом, произведения искусства способны выполнять важнейшие функции: они
помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащают мир его
душевных переживаний. Вместе с тем они способствуют зарождению художественных
образов в его творчестве. Исследования показали связь между восприятием и
деятельностью, творчеством и развитием художественных способностей.
Данный
этап формирования детского художественного творчества назван первым условно. Он
всегда предшествует самой творческой деятельности, однако развитие восприятия,
накопление художественного и жизненного опыта тесно связаны с последующей
художественно-творческой
деятельностью детей.
Второй
этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан
с возникновением замысла, с поисками художественных средств.
Процесс
детского творчества не очень развернут во времени. Творческий акт проходит тут
«на одном дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л.
Выготского, «творит в один прием». И все же, как бы ни был короток этот прием,
в нем есть определенные грани, как бы завершающие какую-то часть выполненного,
и каждая из этих частей требует особого подхода.
Возникновение
замыслов у детей проходит успешно, если создана установка на новую деятельность
(«Сами придумаем новую игру, песню, рассказ» и т. д.). Дети должны быть
введены в воображаемую ситуацию («Что было бы, если бы..?»). Важно учитывать
потребность детей в творческой активности, помочь им осознать ближайшую задачу
их новой деятельности.
Наибольшую
трудность представляет создание радостной атмосферы, полной интересных, иногда
неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления
ребенком творческой деятельности и обеспечивает внутреннюю потребность
самовыражения в творчестве.
Нужно
обеспечить вариативность ситуаций, в которых ему предстоит действовать, ибо
это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества
важно время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные и
коллективные работы. Например, ребенок доволен своим рисунком, но коллективная
работа на развернутом листе доставляет ему особое удовольствие. Общие усилия,
направляемые на достижение цели, приносят детям много радости. Все это
расширяет рамки творческих проявлений, и деятельность становится активной.
Особое
значение для формирования творчества на этом этапе приобретает освоение
ребенком способов сенсорного обследования материалов, которое заключается в
освоении детьми формы, цвета, качества материала, движения в танце, звуков
музыкального инструмента, слова, интонации. Чем шире окажется ориентированность
детей в самых разнообразных свойствах предметов и явлений, тем жизненнее и
образнее творчество. Обследуя формы, звуки, ребенок не только познает их
свойства, но и как бы изучает их возможности.
Возникновение
замыслов побуждает детей к поискам средства их воплощения. Происходит
взаимодействие ребенка с «материалом», необходимым ему для художественного
выражения (краски, глина, интонации, слова и т. д.). В музыкальных
играх-драматизациях дети ищут образные, характерные движения персонажей,
комбинируют элементы танца, имитируют характерные повадки животных, птиц. В
пении появляются выразительные мелодические интонации, несложные мотивы, дети
импровизируют простейшие мелодии и ритмы. В лепке, в рисунках, в
конструктивной деятельности с природным материалом дети ищут линейные контуры,
форму, ритм, колорит, композицию и т. д. В словесном творчестве они стремятся
найти слова в их выразительном сочетании, разнообразные эпитеты, ритм
прозаической речи, композицию рассказа и т. д.
В результате детских
самостоятельных поисков появляется композиция: рисунок, лепка, песня, стихи,
игра-драматизация. В старшем возрасте ребенок способен уже планировать свою
творческую деятельность. В зависимости от этого видоизменяется и характер
педагогических воздействий. Педагоги проверяют уровень развития достигнутого в
процессе обучения; если он недостаточно высок, то педагоги активизируют усвоение детьми нужных навыков.
Роль
искусства развивается, речь идет уже не только о побуждении к творческому
акту. В искусстве рукой зрелого мастера трансформируются явления жизни, в них
подчеркивается наиболее типичное, характерное. Перед ребенком жизнь выступает в
художественно преобразованном виде, и это еще больше обогащает его. Заботясь о
высоком качестве произведений искусства и применяя их в воспитании детей, мы
достигаем определенных результатов в их творческом развитии. Важно привлечь
внимание ребенка к собственно художественному воплощению. Это уже достаточно сложное задание.
Роль
искусства зачастую подвергается сомнению отнюдь не из-за недооценки его, а в
силу справедливого опасения, что показ произведений, сопутствующий детскому
творчеству, может приглушить его. Зрелое творчество отличается обобщениями,
мастерством формы, что детям недоступно. В искусстве взрослого важно его
выражение чувств и мыслей. Разве знакомство с этим не будет глушить
самостоятельных поисков ребенка, не приведет его к неумелому копированию?
Надо
помнить, что искусство воспринимается целостно, в комплексе всех своих
выразительно-изобразительных средств. Вместе с тем в отдельных произведениях
отчетливо выступают те средства, которые наиболее ярко выражают замысел
художника или композитора. Вспомним, какое значение приобретает колорит на полотнах
М. Сарьяна. Для выражения радостных или печальных переживаний художник
пользуется определенным сочетанием красок, определенным характером рисунка,
композитор — тем или иным сочетанием выразительных средств мелодии, гармонии и
т. д.
Влияние искусства на
формирование детского творчества, очевидно, следует искать в тех обобщенных
средствах, к которым прибегают авторы. Под последним мы понимаем общую манеру
воплощения (в звуках, в красках) художественных образов в соответствии с их
содержанием. Дети получают первые представления о том, что различное сочетание
красок, формы, звуков способно
по-разному выразить и изобразить некоторые явления. В рисунках можно
передавать выразительные позы, общение персонажей между собой. Песня может быть
печальной, в медленном темпе, и дети ощущают ее склад, отдельные запоминающиеся
интонации. Ребенок не повторяет в точности композицию картины, мелодию песни.
Он передает ее общий характер, не воспроизводя доподлинно всех их средств. К
тому же показ образов-произведений может быть отсрочен по времени от детских
сочинений на эту же тему. Тогда уже нет условий для копирования.
В
целом же опыты подтверждают наше предположение о возможности применения
произведений искусства в качестве образцов для обогащения творческого
опыта ребенка.
Для
того чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он
должен владеть хотя бы простейшими художественными средствами. Задача
взрослого — помочь ему в этом. Путем определенного отбора произведений мы
нашли возможность остановить внимание ребенка на каком-либо одном
изобразительно-выразительном средстве. Это, конечно, не означает, что данное
средство предлагается детям в отрыве от всех других, однако благодаря повторным
встречам с одним и тем же явлением, например с колоритом, ребенок учится находить
лучшие сочетания красок.
Способы
применения и использования произведений искусства при формировании детского
творчества весьма разнообразны. Использование образцов отнюдь не сводится к их
слепому копированию; оно стимулирует обогащение восприятий, углубляет
художественное познание жизни, сообщает ребенку о наиболее ярких и
выразительных способах изображения.
Однако
все охарактеризованные нами педагогические условия влияют на формирование
детского творчества лишь косвенным образом. Ясно, что ограничиваться этим
нельзя. Необходимы более активные пути формирования творчества. Мы имеем в
виду творческие задания. Сам по себе этот термин не является новым: он имел
применение в методической литературе. Принципиально новым, однако, является то,
что творческие задания рассматриваются нами в определенной системе, в
определенной последовательности и соотносятся с переживаниями каждого ребенка
или группы детей, объединенных общими интересами.
Творческие
задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать,
импровизировать, создавать новое произведение. Назначение их заключается и в
том, чтобы вызвать строй соответствующих чувств, готовность к поискам новых
способов действий, они должны помочь ребенку
«войти» в воображаемую ситуацию.
Термин
«творческие задания» как бы заключает в себе два противоположных компонента.
Действия детей можно назвать творческими, так как предполагается, что ребенок проявляет
чувство нового при использовании прошлого опыта, находит вариативные решения
при выполнении знакомых заданий, обнаруживает способности, позволяющие ему
выполнить задание в незнакомой ситуации. Однако заданиями они названы потому,
что тут предполагается еще не абсолютно самостоятельное творчество, но
творчество с участием взрослого, который организует среду, условия, материалы,
создает ситуации, побуждает детей к творческим действиям.
От
личности взрослого, его увлеченности, способности участвовать в сотворчестве с
детьми зависит успех этой сложной, но очень интересной работы. В дальнейшем
дети будут способны действовать по собственной
инициативе.
Содержание
заданий усложняется в зависимости от этапов формирования творчества.
Покажем
это на конкретных примерах наших исследований, которые были объединены общей
задачей — вызывать творческие проявления детей в процессе поисков средств
образного воплощения.
Мы
предположили (и это впоследствии подтвердилось), что можно отбирать такое
содержание жизненных явлений, в изображений выражении которых особую роль
выполняет то или иное средство (ритм, краска, интонация и т. д.). Это позволило
наметить примерную последовательность в
усвоении основных средств.
Обоснование
отбора жизненных явлений и средств их выражения делалось с искусствоведческих
(учитывалась специфика каждого вида искусства) и педагогических (учитывались
возрастные особенности детей) позиций. Для младших детей мы вначале отобрали
жизненные явления, которые могут быть выражены ритмическим движением (падает
снежок, идет дождь и т. д.). Это наиболее доступное средство направлено на
изображение пространственно-двигательной характеристики образа. Следующий этап
был посвящен нанесению цветовых пятен: дети чувствовали уже, что цвет может выразить
различные явления жизни. Дальнейший путь связан с формированием тех компонентов
образа, которые выражаются линейно-графическими средствами (растет трава,
прокладываются дорожки и т. д.).
У
детей старшего возраста формирование образности в рисунке мы начинали с
использования колорита, сочетания оттенков, цветов, которые придают
изображаемому различное настроение. Далее дети усваивали способы выражения
образов путем использования формы, позы, очертания фигуры, жеста, затем
передавали действия, характер персонажей. Последний этап — нахождение
композиционных построений и использование ритма для передачи уже целостной
картины.
Итак,
поэтапное формирование позволяет обеспечить динамику развития
художественно-образного воплощения замысла доступными детям средствами.
Особую
важность, однако, имеет тут индивидуальный характер творческих проявлений
детей. Недопустима любая нивелировка. Схематизм и трафаретность в методах
губительны для развития творческих способностей.
Творческие задания
приобретают различный характер и в зависимости от возрастных особенностей
детей. Уже в период дошкольного детства индивидуальные творческие реакции
отличаются по яркости, силе, направлению. Они как бы «перекрывают» подчас
возрастные границы, и поэтому едва ли следует стремиться к строгому
ограничению определенных способов творческих действий на каждом возрастном
этапе ребенка. Здесь следует лишь придерживаться принципа усложнения
произведений искусства, влияющих на детское творчество, принципа изменения,
усложнения содержания творческих заданий и т. д.
Дети
младших возрастов не в состоянии создавать какую-то цельную композицию,
устанавливать связь между ее отдельными компонентами, применять комплекс
выразительно-изобразительных средств. Но принципиально важно, чтобы они с
раннего детства умели передавать, допустим, образы «летящего снега» (ритм
расположения красочных пятен на рисунке), «легкого дождя» (отрывистые,
равномерные звуки металлофона) и т. д. Они должны чувствовать за различными
признаками художественных средств их выразительное значение.
Наконец,
творческие задания являются своеобразной формой демонстрации меняющихся (по
сравнению с обучением) взаимоотношений взрослого и детей. Они действуют как бы
на равных правах. Здесь творческие задания сводятся иногда к показу детям
процесса творчества: дети наблюдают за тем, как рисует взрослый, слушают его
рассказ, его инсценировку и т. д. Иногда педагог частично решает какие-то
более сложные задачи, а затем уже дети заканчивают композицию.
Завершающий
этап этого процесса знаменуется появлением новой продукции. На этом этапе
ребенок начинает интересоваться качеством своей продукции и, испытывая
эстетическое удовольствие, стремится сделать ее завершенной. Но переживания его
будут еще полнее, если он убедится в том, что эта работа интересна не только
для него, но и для окружающих. Вот почему столь важен анализ детской продукции,
проводимый взрослым; этот анализ нужен и для формирования художественного вкуса.
В советской психологии
высказывались такие мысли: как только детское творчество перестает быть
«деятельностью для себя», т. е. герои, как только оно становится объектом
восприятия других, оно сразу же требует и определенной эстетической оценки (Б.
Теплов). Каждый из педагогов убеждается в своей практике, что ребенок способен
справедливо оценивать качество продукции своих сверстников.
Но
формирование творчества не завершается даже на этом этапе. О реальных
результатах педагогической работы можно говорить в том случае, если у ребенка
рождается потребность применить усвоенное уже в иных условиях, использовать
опыт по собственной инициативе. Однако эта тема является уже предметом
дальнейших исследований.
Содержание,
характер и последовательность творческих заданий должны вызывать у детей строй
соответствующих чувств, побуждать как к интуитивным, так и преднамеренным, как
к самостоятельным, так и подражательным действиям. В целом творческие задания
можно разграничить на следующие этапы:
1. Задания, требующие от
детей самой первой ориентировки в творческой деятельности. При этом дается
установка на новые задачи: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют
совместно с педагогом, проявляя себя лишь в отдельных эпизодах.
2. Задания, предполагающие
целенаправленные действия детей и поиски нужных решений. Благодаря заданиям этого
типа ребенок начинает понимать, что можно найти новые комбинации, видоизменить
ранее сделанное, улучшить его. Возникает атмосфера «сотворчества» с взрослым;
ребенок получает первое представление о том, что совместными усилиями можно
доставить удовольствие другим (рассказом,
рисунком, песней, драматизацией).
3. Задания, рассчитанные на
самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, рассказа, лепки
(планируют свои действия), выбирают конкретные художественные средства.
Задания выявляют потребности и способности каждого ребенка. Он осознает
реальную возможность применить свою продукцию в жизни (выставки детских работ,
детские концерты и т. д.). Общественное назначение своей продукции
становится для него
очевидным.
Определенная
этапность, последовательность формирования творчества зависит:
от
процесса возникновения и становления этой формы детской деятельности (обогащение жизненными
впечатлениями — самый акт творчества
— применение в жизни
его продукции);
от
путей становления художественного образа у детей (замысел — поиски средства
— воплощение);
от
последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса
творчества — частичное соучастие в нем — самостоятельная композиция
детей). |