Плоскостопие чаще всего встречается
у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких
детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются,
теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает
плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы
стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника.
Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.
Поэтому игры и задания в
этой главе подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный
аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию
навыка правильной ходьбы (не разводя носков). Кроме нижеприведенных игр, вы можете
придумать сами игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев
ног, захватыванием пальцами ног различных предметов, приседаниями в положении носки
внутрь (пятки разведены).
Дети
1—2 лет
Воробьи
*Формирование навыка в прыжках, координация движений,
укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.
Внимание! Если плоскостопие ярко выражено, то прыжки
нужно исключить.
Ведущий предлагает понаблюдать за воробьями на
улице: объясняет, что воробьи не ходят, а только прыгают и летают. Затем предлагает
ребенку поиграть в «воробьев». Ведущий держит ребенка под мышки, а позже — за плечи
(лицом к себе). А когда ребенок
освоит подпрыгивания, ведущий держит ребенка за одну
руку и прыгает вместе с ним.
Дети
2—3 лет
Кач-кач
*Укрепление
связочно-мышечного аппарата стопы, увеличение амплитуды движений в голеностопных
суставах и суставах стоп и пальцев ног.
Ребенок лежит или сидит на
полу, ноги вытянуты. По сигналу ведущего («вправо», «влево», «вверх», «вниз») сгибает
или разгибает ступни. Движения сопровождаются словами «кач-кач».
По-турецки мы сидели, пили чай и сушки ели
*Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп ног.
Ведущий показывает ребенку,
как сидеть по-турец- ки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из
стороны в сторону, напевает: По-турецки мы сидели, Пили чай и сушки ели. Пили, пили,
ели, ели, Еле-еле досидели. Ребенок садится напротив, повторяет движения и распевает
стишок вместе с ведущим.
Проведи зайку через мостик
*Укрепление
связочно-мышечного аппарата стоп, формирование правильной осанки.
Доска с набитыми поперечинами (ребристая), игрушка-зайка.
Ведущий объясняет, что за ребристым мостиком —
зайка. Он боится пройти по мостику, нужно его перевести. Ребенок подходит к доске,
проходит по ней, берет игрушку и с ней возвращается обратно. Ведущий контролирует
походку, осанку, носовое дыхание, смыкание губ.
Дети
3 лет
Юный альпинист
*Формирование
навыка ходьбы по наклонной плоскости, умения держать равновесие, развитие координации
движений.
Гладильная доска, игрушка-мишка.
Ведущий ставит гладильную
доску, один конец которой поднят на 20—25 см. На вершине горки ведущий ставит
мишку и рассказывает, что высоко в горах живут гималайские медведи, но родители
мишки ушли, он остался один. А горы высокие, и там, кроме альпинистов и орлов, никого нет. Орлы улетели,
но ребенок, как альпинист, может сходить к мишке в гости и поиграть с ним, а
то мишка совсем заскучал. После этого малыш идет по горке, а ведущий придерживает
его за руку. Ребенок наклоняется, берет игрушку и с помощью ведущего сходит с
горки, а потом уже сам относит игрушку обратно на горку, если освоил движения.
Ведущему необходимо контролировать движения ребенка, чтобы тот не упал.
 Равновесие
*Укрепление
свода стопы, мышц туловища, развитие равновесия.
Двое ведущих садятся на
корточки и соединяют руки — левая рука одного с правой рукой другого, прижимая
их к своему телу. Другими руками берут за плечи ребенка, который становится
ногами на руки веду
щих, а руками берется за их руки. Затем ведущие
медленно встают и поднимают ребенка до уровня пояса в положении стоя (ребенок
выпрямляет спину). После этого ведущие начинают медленно ходить, ребенок должен
сохранять равновесие. Постепенно шаг убыстряется. Через 2—3 минуты ребенка
ставят на пол. 
Сидячий футбол
Развитие координации движений, укрепление мышц
ног и туловища, тренировка быстроты реакции.
Мяч, кегли.
Дети сидят на полу, на
ковре, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается
лицом к другой„ Движением ног вперед нужно отбро
-сить мяч сидящему напротив
ребенку. Последний ловит его руками, а затем ногами резко отбрасывает мяч
своему партнеру. Можно усложнить игру: ловить отбрасываемый мяч ногами, прокатывать
его то одной, то другой ногой, сбивать мячом кегли, которые стоят на равном
расстоянии между играющими. После игры ведущий предлагает детям лечь на спину,
поднять руки и потянуться. Затем повернуться на
живот и снова потянуться (поднять голову и посмотреть вперед).
Кто быстрей соберет коробку ногами?
*Укрепление
мышц туловища и конечностей, особенно мышц «корсета» позвоночника и стоп,
развитие ловкости и четкости движений.
2 коробки, разбросанные игрушки (мягкие игрушки,
кубики, мячи и т.д.).
Ребенок сидит на полу и
опирается руками сзади Слева находится пустая коробка, справа — куча игрушек.
Рядом так же сидит ребенок и у него с другой стороны тоже стоит пустая коробка.
По команде ведущего дети должны захватить игрушку стопами ног, поднять и
положить в коробку. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку.
Кто быстрее спрячет простынку под стопу?
*
Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.
2 простынки (50—80 см).
Двое детей садятся на
стулья. Под правой ступней у каждого находится простынка. По сигналу ведущего
нужно пальцами ноги подобрать простынку. Затем это делается левой ногой.
Ведущий следит за правильной осанкой соревнующихся.
Шла коза по лесу
*
Развитие координации движений конечностей, туловища, улучшение функции
дыхания, зрительного и слухового анализаторов.
Внимание! Если плоскостопие ярко выражено, то
эта игра не проводится.
Ведущий с помощью
считалки выбирает «козу». Затем дети идут по кругу. «Коза» идет так же, но в
кругу. Все поют: «Шла коза по лесу, по лесу. Нашла коза принцессу, принцессу».
«Коза» выбирает кого-нибудь и, взяв за руки «принцессу», делает вместе с ней в кругу
движения, которые, согласно песне, повторяют все играющие: «Давай, коза,
попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгают на двух ногах), и ножками подрыгаем,
подрыгаем, подрыгаем (дети в подскоке поочередно выставляют ноги вперед), и
ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопают), и ножками потопаем,
потопаем, потопаем (топают)». Затем «коза» встает в круг, а выбранная
«принцесса» становится «козой».
Снежинки
Формирование правильной осанки, укрепление мышц
свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног, обучение пластике движений,
умению расслаблять мышцы.
Веточки или пушки.
С помощью
считалки группу детей делят на «снежинки» и «ветры». Ведущий — «Мороз».
«Ветры» сидят на стульях, «снежинки» разбегаются по всей
по всей площадке. «Мороз»
произносит: «Дуют ветры». «Ветры» начинают дуть вместе с «Морозом» («шшш»),
«снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены. Они
начинают медленно пересту
пать
на носках, переходя на легкий бег по всей площадке, кружатся. «Мороз» говорит,
обхватывая себя руками: «Мороз». При этом «снежинки» приседают, обхватывая колени
руками и опуская голову на грудь, приговаривают: «Ахх». «Мороз» произносит:
«Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком:
«Ффф...уу». «Снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко
бегают по всей площадке. «Ветры» берут со стола пушки и дуют на них, как будто
это — снежинки (при этом губы смыкаются в трубочку). Игра повторяется, но дети
меняются ролями.
Велогонки
*Укрепление мышц свода
стопы и туловища, стимулирование функции дыхания.
Трехколесный велосипед или самокат.
Ребенок должен на время доехать до отметки и вернуться
обратно. Расстояние должно быть не менее 30 м. Лучше всего играть на стадионе.
Воспитатель Кокина Н.В.
МКДОУ №6 г. Миньяра
|