Картотека по речевым играм на занятиях по музыке.
Материал для картотеки по речевым играм на занятии по музыке подобрала муз. руководитель Брюнеткина С.В.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.
Речевые игры со звучащими жестами
Солнышко
Солнышко, солнышко, Ритмичные хлопки.
Выгляни в оконышко.
Твои детки плачут, Притопы.
По камушкам скачут. Лёгкие прыжки с хлопками.
Листопад
Осень, осень! Листопад! Ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. Щелчки пальцами.
Листья рыжие шуршат Трут ладошку о ладошку.
И летят, летят, летят! Качают руками.
Дождь
Дождь, дождь, дождь с утра. Хлопки чередуются со шлепками
по коленям.
Веселится детвора! Лёгкие прыжки на месте.
Шлеп по лужам, Притопы.
Шлеп-шлеп.
Хлоп в ладоши, Хлопки.
Хлоп-хлоп.
Дождик, нас не поливай, Грозят пальцем.
А скорее догоняй! Убегают от «дождика».
Фома
Стучит, бренчит по улице: Притопы с хлопками.
Фома едет на курице, Щелчки по бедрам.
Тимошка – на кошке Щелчки.
По кривой дорожке. Показывают руками кривую
Дорожку.
Фома песенку поёт, «Пружинка» с хлопками.
Тимка семечки грызет.
Ехали, ехали, Кружатся дробным шагом.
В темный лес заехали.
В лесу мишка сидит Присаживаются на корточки.
И на нас рычит:
- Р-р-р-р! Убегают от «мишки».
Снег
Как на горке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два
хлопка.
И под горкой – снег, снег, Приседают на корточки.
Два шлепка.
И на елке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два
хлопка.
И под елкой – снег, снег. Приседают на корточки.
Два шлепка.
А под снегом спит медведь. Притопы.
Тише, тише. Не шуметь! Произносят шепотом,
указательный палец возле губ.
Пчёлы водят хоровод
Водят пчелы хоровод – Дети топают на месте.
Брум, брум. Хлопки «тарелочками».
В барабан ударил кот – Имитируют пальцами игру
на барабане.
Трум, трум. Стучат кулачком о кулачок.
Стали мыши танцевать – Выставляют ногу на пятку.
Тир – ля – ля.
Так, что начала дрожать Кружатся дробным шагом.
Вся земля. Хлопают в ладоши.
Речевые игры с музыкальными инструментами
Матрешки и Петрушка
Вот пришли веселые матрешки.
Тук – тук!
Принесли нам расписные ложки.
Тук – тук!
Мы на ложках заиграли.
Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали.
Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка,
Трень – трень.
Он принес ребятам погремушки,
Трень – трень.
Погремушки зазвенели –
Трень – трень – трень!
Звонко песенку запели –
Трень – ди, трень – ди!
Тук – тук, туки – тук,
Трень – трень – трень – ди – трень!
Будет весело играть
Наш оркестр целый день!
Шур – шур – песенка
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
Они похожи на мышат.
Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.
А где-то спит мурлыка-кот.
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поет:
-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Дети перебирают струны цитры или арфы.
Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур, Мур-мур!
Кухонный оркестр
Наш повар Василий
На кухню пришел.
Он главный, он сильный,
Он – как дирижер!
Огромным половником только взмахнет –
Оркестр посудный тотчас запоет:
Кастрюли огромные – бом-бом!
Бидоны бездонные – дон-дон!
Чашки для чая – тинь-тинь!
Сковородка большая – динь-динь!
Вилки и ложки – там-там!
Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.
Оркестр играет у нас интересный,
А борщ получается – просто чудесный! |